Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей М.В. Ворониной, Н.Н. Демьяновой,
при секретаре И.В. Колесниковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Н.Е. Качалова на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 10 февраля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Н.Е. Качалова к ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказано полностью.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, выслушав объяснения представителя ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Е.М. Королевой, полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Н.Е. Качалов обратился в суд с иском к ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ - КРО ФСС РФ) об обязании предоставить путевку для прохождения санаторно-курортного лечения в соответствии с медицинскими показаниями. В обоснование требований указал, что с 2009 году ему установлена третья группа инвалидности, в индивидуальной программе реабилитации предусмотрено санаторно-курортное лечение, которое также было рекомендовано ему как ежегодное при прохождении лечения в различных лечебных учреждениях, в том числе после прохождения высокотехнологичного лечения в ГБУЗ "данные изъяты" для "данные изъяты". Единственным его доходом является пенсия по инвалидности, размер которой с учетом удержаний составляет 3 340 руб., в связи с чем приобрести путёвку за собственные деньги он не имеет возможности. 02.04.2014 года и 02.10.2014 года он обращался к ответчику с заявлениями для получения путёвки, однако до настоящего времени путёвка за 2014 года ему не предоставлена, что нарушает его права.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Н.Е. Качалов просит отменить решение суда как незаконное и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 года N 686-О, обращает внимание, что организация очерёдности выдачи путёвок на санаторно-курортное лечение законом не предусмотрена. Считает, что отказом в удовлетворении исковых требований нарушены гарантированные ему законом права на предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение.
В заседание суда апелляционной инстанции Н.Е. Качалов, а также представитель Управления Федерального казначейства по Костромской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Н.Е. Качалов является инвалидом третьей группы бессрочно по общему заболеванию и имеет медицинские показания для получения путёвки на санаторно-курортное лечение.
02.10.2014 года Н.Е. Качалов обратился в ГУ - КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки, приложив все необходимые документы. Заявление с приложениями принято и зарегистрировано 07.10.2014 года, о чём истцу выдано уведомление с указанием даты регистрации и регистрационного номера - 5547.
По состоянию на 19.01.2016 года порядковый номер заявления Н.Е. Качалова в очереди граждан, ожидающих предоставления путёвки - 1148.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что права Н.Е. Качалова на получение путёвки на санаторно-курортное лечение по заявлению 02.10.2014 года ответчиком не нарушены. При этом суд исходил из того, что территориальными органами Фонда в целях соблюдения равных прав граждан-получателей социальных услуг установлена очередность принятых заявлений граждан, и предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение таким гражданам осуществляется при условии соблюдения последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений, что согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Данные выводы суда основаны на правильном толковании действующего законодательства.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу подп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256. Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами необходимыми для предоставления территориальными органами Фонда заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
При таких обстоятельствах удовлетворение требований истца и предоставление ему путевки немедленно повлечет нарушение права на санаторно-курортное лечение граждан, обратившихся с надлежащим образом оформленными заявлениями и медицинскими справками ранее истца.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что организация очередности выдачи путевок на санаторно-курортное лечение законом не предусмотрена и нарушает права истца, не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 10 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.Е. Качалова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.