СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Перминовой Н.А., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 16 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе М. на решение Усинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому в удовлетворении административного искового заявления М. к Управлению Роспотребнадзора по Республике Коми о признании незаконным решения государственного органа отказано.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" занимал должность ... отдела Управления Роспотребнадзора по РК в г.Усинске. В связи с планируемым трудоустройством в ООО ... , обратился в Управление Роспотребнадзора по РК с заявлением о его согласовании. Решением комиссии ответчика от "Дата обезличена" ему в согласовании было отказано. Просил признать решение органа государственной власти незаконным, поскольку его должностные обязанности по новому месту работы не связаны с деятельностью в органах Роспотребнадзора.
В судебное заседание ответчик, извещенный о времени и месте его проведения, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представил в суд письменный отзыв, в котором выразил свое несогласие с заявленными требованиями М., указав, что отдельные функции государственного (административного) управления организациями, предоставляющими услуги по обслуживанию МКД, услуги по уборке и удалению отходов, строительные услуги на потребительском рынке, к которым, в том числе, относится ООО ... ", входили в его должностные обязанности в качестве специалиста органов Роспотребнадзора. Согласно информации из журнала контрольно-ревизионных мероприятий, М. на основании распоряжения "Номер обезличен" от "Дата обезличена" принимал участие в проведении плановой документарной проверки в отношении ООО ... в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
Истец в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал. Пояснил, что к его должностным обязанностям был отнесен контроль и надзор за соблюдением гражданами и организациями законодательства о защите прав потребителей. Считает, что двухлетнее ограничение в заключении трудовых договоров бывшими государственными служащими предусмотрено с целью воспрепятствования должностному лицу, осуществлявшему функции управления в отношении конкретной организации, в дальнейшем трудоустроиться туда с использованием своего служебного положения. В случае же с истцом отказ в согласовании носит формальный характер, поскольку в отношении ООО ... он каких-либо решений не принимал, непосредственного взаимодействия с Обществом ранее у него не было. Плановая проверка, о которой указывает ответчик в своем отзыве, была документарной и проводилась по месту нахождения государственного органа, а не самой организации.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований; указывает на нарушения норм материального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Республике Коми просит решение Усинского городского суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Управления Роспотребнадзора по РК "Номер обезличен"-л от "Дата обезличена" М. был назначен на должность ... территориального отдела Управления в г.Усинске. Приказом "Номер обезличен"-л от "Дата обезличена" истец переведен на должность специалиста - эксперта, приказом "Номер обезличен"-л от "Дата обезличена" - на должность главного специалиста - эксперта, откуда был уволен "Дата обезличена" по собственной инициативе (приказ "Номер обезличен"-л от "Дата обезличена").
Приказом Роспотребнадзора от "Дата обезличена" "Номер обезличен", действовавшим в период увольнения истца, должности федеральной государственной гражданской службы, относящиеся к категории "специалисты" старшей группы должностей - главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт - отнесены к должностям, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Аналогичные должности указаны в Перечне, утвержденном приказом Роспотребнадзора от "Дата обезличена" "Номер обезличен", действовавшим на день вынесения решения Комиссии.
К должностным обязанностям специалиста - эксперта и главного специалиста - эксперта должностными регламентами отнесены: участие при осуществлении санитарно - эпидемиологического контроля и надзора за исполнением обязательных требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей; осуществление контрольно-надзорных мероприятий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на предмет соблюдения требований действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей; осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей; подготовка и передача материалов в органы судебной власти и иные органы государственной власти; подготовка проектов постановлений и решений по материалам дел об административных правонарушениях; проведение мероприятий по контролю за исполнением выданных предписаний об устранении выявленных правонарушений (специалист - эксперт). Организация и проведение проверок соблюдения организациями, индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере защиты прав потребителей, участие в подготовке ежегодного плана проверок, принятие решения о проведении проверки и форме ее проведения, о продлении сроков проверки, своевременное и надлежащее оформление результатов контрольно-надзорных мероприятий и выявленных административных правонарушений (главный специалист - эксперт).
С целью получения согласия на работу в ООО ... М. обратился в Управление Роспотребнадзора по РК о даче согласия на замещение должности юрисконсульта в коммерческой организации.
К целям и предмету деятельности ООО ... Уставом отнесены: управление эксплуатацией жилого фонда; уборка территории и аналогичная деятельность; производство прочих работ; удаление и обработка ТБО; чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в этой сфере возложен, в том числе, на органы Роспотребнадзора (письмо Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 "О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг", разъяснение Территориального управления Роспотребнадзора по РК от 19.03.2009 "Защита прав потребителей в области жилищно-коммунальных услуг").
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, утв. приказом Роспотребнадзора от "Дата обезличена" "Номер обезличен", к полномочиям Управления отнесено применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; применение предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также мер по ликвидации последствий указанных нарушений.
"Дата обезличена" состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, по итогам которого М. было отказано в даче согласия на замещение должности юрисконсульта ООО ...
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и локальными нормативными актами.
В соответствии с п. 3.1 ст. 17 Федерального закона N 79 от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные нормы закреплены в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273 от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции".
Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с названным Законом Указом Президента "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" N 821 от 01 июля 2010 года утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Проанализировав приведенные выше положения гражданского законодательства, установив, что деятельность истца в органах Роспотребнадзора была в целом связана с проведением контрольно - надзорных мероприятий - проверок соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями - продавцами товаров, исполнителями работ и услуг - законодательства о защите прав потребителей, что представляет собой форму государственного управления такими организациями и индивидуальными предпринимателями, судом сделан верный вывод о том, что при заключении трудового договора бывшим государственным служащим с организацией, в отношении которой им ранее осуществлялся контроль и надзор, значение имеет не столько совпадение должностных обязанностей по прежнему и новому месту работы, сколько осуществление в период прохождения государственной службы кандидатом контрольно - надзорных функций в отношении организации в целом, что является коррупционным фактором.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, обоснованно пришел к выводу о том, что решение комиссии Управления Роспотребнадзора по РК от "Дата обезличена" об отказе в даче согласия на замещение должности юрисконсульта в коммерческой организации вынесено законно и обоснованно, оспариваемым решением права и законные интересы истца не нарушены, при этом процедура рассмотрения ходатайства проведена в соответствии с установленным порядком, в пределах предоставленных органу государственной власти полномочий.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно. Все доводы сторон судом проверены и надлежаще оценены.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, истолкован судом верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.