Судья суда Еврейской автономной области Токмачева Н.И.,
с участием
защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Драгуновой Т.А., действующей на основании доверенности от 10.03.2016 N " ... ",
помощника прокурора г. Биробиджана Юрченко Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
областного государственного бюджетного учреждения "Биробиджанский психоневрологический интернат" (далее ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат", Учреждение), юридический адрес: " ... ", ОГРН N " ... ", ИНН N " ... ", КПП N " ... ",
по протесту заместителя прокурора г. Биробиджана К. на постановление Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.03.2016 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителем прокурора г. Биробиджана К. от 12.02.2016 в отношении ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно постановлению в ходе дополнительной прокурорской проверки ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" по исполнению федерального законодательства на предмет соблюдения лицензионных требований и условий 05.02.2016 выявлено осуществление Учреждением медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) по сестринскому делу при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, что является нарушением п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Медицинские сёстры палатные, работают в Учреждении сутками (24 часа) (рабочая неделя с предоставлением выходных по скользящему графику), дежурства организуются, в том числе в выходные и праздничные дни.
При этом медицинским персоналом, как в будни, так и в выходные дни выполняются назначения врачей, работающих в амбулаторном режиме: подопечной Ж. с 23.12.2015 по 25.12.2015 выполнены внутримышечные инъекции кеторала; подопечной Д. с 27.12.2015 по 14.01.2016 выполнены внутримышечные инъекции витаминов В1, В6; подопечному Е. с 29.01.2016 по 02.02.2016 выполнены внутримышечные инъекции цефтриаксона 2 раза в день; подопечной Б. 03.02.2016 и 04.02.2016 выполнены внутримышечные инъекции анальгина и димедрола 2 раза в день; подопечной Е. с 03.02.2016 по 08.02.2016 выполнены внутримышечные инъекции цефтриаксиона 2 раза в день; подопечной Н. с 05.02.2016 по 08.02.2016 выполнены внутримышечные инъекции витаминов В1, В6, В12; подопечной П. 05.02.2016 выполнено назначение по применению мази гиоксизон 2 раза в сутки.
Постановлением судьи районного суда от 21.03.2016 производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте на постановление судьи, принесённым заместителем прокурора г. Биробиджана К., содержится просьба о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Указывает, что прокуратурой достоверно установлены, а представителями ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" не отрицались, случаи проведения отдельных медицинских манипуляций (выполнение внутримышечных инъекций) медицинскими сёстрами Учреждения в стационарных условиях.
Вывод судьи районного суда о том, что ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" относится к учреждениям социального обслуживания, предоставляет социально-медицинские услуги и не оказывает специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, считает не основанным на законе.
Так, приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" процедуры внутримышечного введения лекарственных препаратов отнесены к медицинским услугам.
Инъекции подопечным Учреждения выполнялись медицинскими сёстрами согласно назначениям врачей, зафиксированных в медицинских картах подопечных.
Кроме того, отмечает, что судебное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении не содержит указания на то, какой из элементов состава административного правонарушения отсутствует в действиях ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат".
В судебном заседании помощник прокурора города Биробиджана Юрченко Н.Н. доводы протеста поддержала.
Защитник ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" Драгунова Т.А. возражала против доводов протеста, просила постановление суда оставить без изменения. Пояснила, что Учреждение не является медицинским учреждением, а осуществляет стационарное социальное обслуживание. Одним из оказываемых видов услуг являются социально-медицинские, которые предоставляются при возникновении у получателя социальных услуг временных проблем со здоровьем, не требующих госпитализации - помещение больного в медицинскую организацию для лечения в стационарных условиях (круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). В Учреждении отсутствует стационарное отделение, где бы оказывалась специализированная медицинская помощь врачами-специалистами в стационарных условиях (круглосуточное дежурство врачей), поэтому отсутствует и связанное с ней сестринское дело. Штатными врачами Учреждения оказывается первичная специализированная медицинская помощь в амбулаторных условиях в частности по психиатрии, терапии, неврологии.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, директор Учреждения В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещён надлежащим образом, в связи с этим, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объёме, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что постановление судьи от 21.03.2016 получено помощником прокурора г. Биробиджана А. 30.03.2016 (л.д. 109). Десятидневный срок обжалования постановления суда в соответствии с ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ истекает в первый рабочий день, следующий за выходными днями, то есть 11.04.2016. Жалоба поступила в суд 11.04.2016 - в установленный законом срок.
Статьёй 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из смысла ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ следует, что обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путём исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Субъектами правонарушения могут быть, в том числе юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения выражается как в умышленной, так и неосторожной формах вины.
Рассматривая дело, судья районного суда пришла к выводу, что ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" не относится к числу субъектов обязанных получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по сестринскому делу и прекратила производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, с таким основанием прекращения производства по делу согласиться нельзя, поскольку он основан на неверном толковании норм права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании).
Названное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями (п. 1).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.
В Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению о лицензировании) предусмотрена работа (услуга) по сестринскому делу.
Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях (далее - Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования).
В указанных Требованиях к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования предусмотрено, что сестринское дело организуется и выполняется, в том числе:
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (пп. 1 п. 2);
при оказании специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (пп. 1 п. 3);
при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (пп. 2 п. 3).
Статьёй 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1).
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (ч. 3).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (ч. 6).
В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме (ч. 7).
Статёй 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (ч. 1).
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ч. 2).
Из анализа приведённых норм права в их совокупности следует, что в целях лицензирования сестринское дело организуется и выполняется, в том числе:
при оказании фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;
при оказании врачами-специалистами специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
При этом, согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Из материалов дела следует, что в Учреждении отсутствует стационарное отделение по оказанию специализированной медицинской помощи врачами-специалистами в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). В связи с этим отсутствуют обстоятельства, при которых требуется получение лицензии на организацию и ведение сестринского дела при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Вместе с тем, ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" имеет лицензию N " ... ", выданную 21.08.2015 Управлением здравоохранения правительства ЕАО, на осуществление медицинской деятельности, по адресу: ЕАО, " ... ", бессрочно, в том числе при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по организации сестринского дела, сестринскому делу.
Выше указано, что согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ даны понятия:
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3);
медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (п. 4);
медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п. 5);
лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п. 8);
пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (п. 9);
медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (п. 13).
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (далее - Положение от 15.05.2012 N 543н).
В силу п. 7 названного Положения от 15.05.2012 N 543н первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе:
в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или её подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путём подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Согласно п. 9 Положения от 15.05.2012 N 543н первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.
В силу п. 21 Положения от 15.05.2012 N 543н первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в её оказании, с учётом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
Пунктом 22 Положения от 15.05.2012 N 543н определено, что для оказания медицинской помощи больным с острыми хроническими заболеваниями и их обострениями, нуждающимся в стационарном лечении, но не направленным для оказания стационарной медицинской помощи в медицинскую организацию, может организовываться стационар на дому при условии, что состояние здоровья больного и его домашние условия позволяют организовать медицинскую помощь и уход на дому.
Статьёй 19 Федерального закона от 28.12.2012 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено, что социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме (п. 1).
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определённый индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных п.п. 1-7 ст. 20 названного Федерального закона (п. 3).
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 28.12.2012 N 442-ФЗ получателям социальных услуг с учётом их индивидуальных потребностей предоставляются социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.
Статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2012 N 442-ФЗ утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживании.
Согласно п. 1 Приложения к приказу Минтруда России от 17.04.2014 N 258н "Примерная номенклатура организаций социального обслуживания" психоневрологический интернат - это организация, осуществляющая стационарное социальное обслуживание.
В силу п. 1.2 Номенклатуры учреждений социального обслуживания в ЕАО, утверждённой постановлением правительства ЕАО от 14.10.2014 N 510-пп, психоневрологический интернат является учреждением социального обслуживания, предоставляющим социальные услуги в стационарной форме.
Постановлением правительства ЕАО от 28.10.2014 N 558-пп утверждён Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в ЕАО вместе с "Наименованиями и стандартами социальных услуг в форме стационарного и полустационарного социального обслуживания, предоставляемых поставщиками социальных услуг в ЕАО" (Приложение 2).
В соответствии с п. 2.1 названного Приложения 2 к Порядку от 28.10.2014 N 558-пп социальная услуга "выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, в том числе медицинских (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приёмом лекарств, осуществление перевязок, инъекций по назначению врача/фельдшера и др.)" предоставляется при возникновении у получателя социальных услуг временных проблем со здоровьем, не требующих госпитализации в медицинскую организацию, или при необходимости получения дополнительной информации о состоянии здоровья получателя социальных услуг и в соответствии с назначением врача/фельдшера.
В соответствии с Положением о Биробиджанском психоневрологическом интернате, утверждённого его руководителем 25.05.2013, психоневрологический интернат является социально-медицинским учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивающим создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Согласно Уставу ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" предметом деятельности Учреждения является стационарное обслуживание граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидом (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе (п. 2.2).
Основной целью деятельности Учреждения является реализация гарантированного государством права граждан, указанных в п. 2.2 настоящего Устава, на социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (п. 2.3).
Для достижения цели, указанной в п. 2.3 настоящего Устава Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: деятельность по уходу с обеспечением проживания, медицинская и стоматологическая практика, деятельность в области медицины прочая (п. 2.4).
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области, предметом и целями деятельности Учреждение представляет гражданам, в том числе социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведение оздоровительных мероприятия, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья (п. 2.5).
Из материалов дела следует, что медицинские сёстры палатные, работают в Учреждении сутками (24 часа) (рабочая неделя с предоставлением выходных по скользящему графику), дежурства организуются, в том числе в выходные и праздничные дни. При этом медицинским персоналом, как в будни, так и в выходные дни выполняются назначения врачей (внутримышечные инъекция, измерение температуры тела, нанесение мази наружно), работающих в амбулаторном режиме.
Руководствуясь приведёнными нормами права, исходя из фактических обстоятельств дела, прихожу к выводу, что медицинские манипуляции, проводимые медицинскими сёстрами круглосуточно подопечным, проживающим в Учреждении, - это медицинская деятельность по сестринскому делу при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, на осуществление которой ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" имеет лицензию от 21.08.2015 N " ... ".
Таким образом, в действиях Учреждения отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствие события административного правонарушения.
Кроме того, считаю необходимым отметить, что, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ч. 1).
Законными представителями юридического лица в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2).
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чём делается запись в протоколе (ч. 3).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1).
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 названного Кодекса.
Из анализа приведённых норм процессуального права в их совокупности следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица, может быть вынесено прокурором в отсутствие законного представителя юридического лица только в случае надлежащего его уведомления о месте и времени вынесении постановления.
По настоящему делу указанные требования закона не соблюдены.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" вынесено прокурором в отсутствии законного представителя - директора Учреждения.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений об уведомлении законного представителя юридического лица - директора ОГБУ "Биробиджанский психоневрологический интернат" В. о месте и времени вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вручении ему копии постановления.
Несоблюдение установленных ст. 28.2 КоАП РФ требований является существенным и повлекло нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Возбуждение прокурором дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ с участием защитника Учреждения заведующего отделением N 1 - врача-психиатра Э. по доверенности от 12.02.2016 N " ... ", которому была вручена копия постановления, не является тем соблюдением права юридического лица на защиту.
Так, из текста доверенности следует, что директор Учреждения В. уполномочивает Э. представлять интересы Учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном только ст. 6.3 КоАП РФ, согласно постановлению прокурора от 12.02.2016, иных полномочий доверенность не содержит.
Таким образом, прокурором к участию в деле был допущен защитник, не имеющий полномочий, оформленных в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ, на оказание юридической помощи Учреждению по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняется правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению, составившему его заместителю прокурора города Биробиджана, для устранения указанного недостатка - нарушение права юридического лица на защиту.
Судьёй районного суда указанное требование закона выполнено не было.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Постановление Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.03.2016 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении областного государственного бюджетного учреждения "Биробиджанский психоневрологический интернат" по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Протест заместителя прокурора г. Биробиджана ЕАО оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.