Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
Председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2016 года административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об отказе в отложении исполнительских действий от 08 декабря 2015 года, о взыскании исполнительского сбора от 10 декабря 2015 года,
по апелляционной жалобе представителя административного истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 января 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя административного истца Парщик Г.С., административного ответчика Якубович Е.В., заинтересованного лица Бредюк Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 03.11.2015 на основании исполнительного листа, выданного Хабаровским гарнизонным военным судом по делу N судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району города Хабаровска возбуждено исполнительное производство N, по которому Управление является должником с обязанностью произвести перерасчет жилищной субсидии Бредюку Д.А.
08.12.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в отложении исполнительных действий по заявлению ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ от 01.12.2015.
10.12.2015 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с требованием об исполнении исполнительного производства путем принятия решения о перерасчете субсидии исходя из поправочного коэффициента 2,375 и обеспечении доплаты субсидии с учетом ранее выплаченной субсидии по коэффициенту 2,250.
Постановление об отказе в отложении исполнительных действий от 08.12.2015 ФГКУ "Востокрегионжилье" считает незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует ст. 38 ФЗ "Об исполнительном производстве" и нарушает права и законные интересы должника.
С постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.12.2015 административный истец также не согласен, так как должник является бюджетной организаций, финансируемой за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, через бюджетного распорядителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", собственные средства отсутствуют, в связи с чем исполнение решения суда в установленный срок невозможно, также как и произвести уплату исполнительского сбора с предоставлением платежного поручения.
Просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району города Хабаровска об отказе в отложении исполнительных действий от 08.12.2015, признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району города Хабаровска о взыскании исполнительского сбора от 10.12.2015; приостановить исполнительное производство N от 03.11.2015.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска от 25 января 2016 года в удовлетворении требования о приостановлении исполнительного производства N от 03.11.2015 административному истцу отказано.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 25 января 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что суд первой инстанции с недостаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены не верно.
Так, суд не учел, что ФГКУ "Востокрегионжилье" является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, через бюджетного распорядителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю". Собственные расчетные счета у ФГКУ "Востокрегионжилье" отсутствуют, в связи с чем взыскание исполнительского сбора исполнить не представляется возможным по объективным причинам:
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции по обеспечению военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) жилыми помещениями (в том числе жилищными субсидиями) через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено Федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказами Министра обороны РФ от 20.09.2010 N 1144 и от 23.09.2010 N 1266 финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации.
Федеральное государственное казенное учреждение "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации состоит на финансово-экономическом обеспечении в ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" по договору на обслуживание от 31.12.2010 N 10028, на основании которого ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" обязуется осуществлять все операции с денежными средствами, ведение учета и составление отчетности, начисление и перечисление налогов, страховых взносов в Федеральный бюджет, внебюджетные фонды.
Финансирование осуществляется через ФКУ "УФО по Хабаровскому краю" Минобороны России посредством подачи заявок в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Суд не принял во внимание, что 18.01.2016 ФГКУ "Востокрегионжилье" подана бюджетная заявка в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о выделении денежных средств для выплаты перерасчета субсидии военнослужащим в 2016 году. Данная заявка направлена посредством ограниченного доступа через официальный ресурс Министерства обороны Российской Федерации. По состоянию на 09.02.2016 денежные лимиты на выплату жилищной субсидии для военнослужащих для обеспечения в 2016 году в адрес Управления не поступали.
Таким образом, ФГКУ "Востокрегионжилье" предприняты все необходимые меры по исполнению решения Хабаровска гарнизонного военного суда, о чем судебный пристав-исполнитель был надлежащим образом информирован.
В суде апелляционной инстанции представитель заявила об обжаловании постановленного Хабаровским гарнизонным военным судом решения, которым ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ обязано произвести перерасчет субсидии Бредюк Д.А. Указала, что в настоящее время в Верховный суд РФ подана жалоба на принятые судами первой и апелляционной инстанций определения о возврате апелляционной жалобы по основанию неуплаты государственной пошлины.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела установлено, что 03.11.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Хабаровска ФИО1 на основании исполнительного листа, выданного Хабаровским гарнизонным военным судом по делу N по решению, вступившему в законную силу 13.08.2015 о возложении обязанности на ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ принять решение о перерасчете предоставленной Бредюку Д.А. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, исходя из поправочного коэффициента 2,375, обеспечив доплату установленным порядком, возбуждено исполнительное производство N в отношении должника ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, должнику установлено в пятидневный срок со дня получения копии указанного постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, при этом должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в установленный срок, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя от 03.11.2015 получена ФГКУ "Востокрегионжилье" 17.11.2015, что подтверждается списком внутренних отправлений.
25.11.2015, поскольку исполнительный документ должником ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин, судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Хабаровска ФИО1 вынесено требование о принятии решения о перерасчете предоставленной Бредюку Д.А. субсидии для приобретения ( строительства) жилого помещения, исходя из поправочного коэффициента 2,375, обеспечив доплату установленным порядком, которое вручено должнику 27.11.2015 года, что подтверждается входящим штампом.
07.12.2015г. в ОСП поступило заявление ФГКУ "Востокрегионжилье" об отложении исполнительских действий по исполнительному производству, до рассмотрения кассационной жалобы Президиумом Дальневосточного военного суда на решение Хабаровского гарнизонного военного суда по делу N и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Дальневосточного окружного военного суда.
08.12.2015 судебным приставом-исполнителем отказано в удовлетворении заявления, поскольку в представленных документах отсутствует отметка суда с входящим номером о принятии данного заявления к рассмотрению, копия которого вручена должнику 14.12.2015.
10.12.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, копия которого вручена должнику 11.12.2015г.
11.12.2015 судебным приставом-исполнителем в адрес ФГКУ Востокрегионжилье" вынесено требование, которое вручено должнику 11.12.2015.
18.12.2015 исполнительное производство N приостановлено до рассмотрения заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного настоящим Кодексом для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.
По общему правилу решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (статьи 187, 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу.
Установлено, что ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России подана апелляционная жалоба на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 24 июня 2015 года, которая определением этого же суда оставлена без движения, а затем 27.08.2015 года возвращена.
Судебной коллегией Дальневосточного окружного военного суда от 22.10.2015 года определение о возврате апелляционной жалобы оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными определениями, ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ подало кассационную жалобу в судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного суда РФ с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.
Согласно информационной базе Верховного суда РФ в настоящее время ( по состоянию на 10.05.2016 года) решение по данной кассационной жалобе не принято, для изучения истребовано дело.
Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор и отказывая ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора, постановления об отложении исполнительских действий, районный суд пришел к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок, а доводы об обжаловании постановленного решения, об особом порядке финансирования должника за счет средств федерального бюджета путем подачи заявок на каждый финансовый календарный год, посчитал не уважительными, и не свидетельствующими об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа.
Положения пункта 13 части 1 статьи 64, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также пунктом 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года N 01-8, в силу которых, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года N 13-П: исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла иди неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались, а указанные ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, в нарушение требований ст. ст. 59 - 61, 62, 63, 84 КАС РФ предметом исследования и оценки не являлись.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ является бюджетной организацией, финансируемой за счет средств Министерства обороны РФ через бюджетного распорядителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю". Финансирование производится на последующий финансовый год на основании заявок, расчета - обоснования выплат жилищных субсидий военнослужащим.
Заявка на финансирование жилищной субсидии подана ФГКУ "ВРУЖО" МО РФ в марте 2015 года, до возбуждения исполнительного производства, произвести перерасчет субсидии и осуществить выплату возможно только после поступления денежных средств на указанные цели из бюджета.
При указанных обстоятельствах, определенный порядок предоставления денежных средств на выплату жилищной субсидии, не предусматривает возможность исполнения решения суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
О причинах невозможности исполнения решения суда в установленный срок судебный пристав - исполнитель был проинформирован, должник также заявлял ходатайство об отложении исполнительских действий в связи с обжалованием решения суда, то есть совершал все необходимые действия, возложенные Законом "Об исполнительном производстве" на должника в случае невозможности исполнения решения в установленный срок.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для применения штрафных санкций в виде взыскания исполнительского сбора в отношении должника - ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления, в связи с чем считает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 25 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об отказе в отложении исполнительских действий от 08 декабря 2015 года, о взыскании исполнительского сбора от 10 декабря 2015 года - отменить, апелляционную жалобу представителя административного истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России Сафарова Р.А. - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска об отказе в отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения N от 08.12.2015.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска о взыскании исполнительского сбора N от 10.12.2015
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.