Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Беляк А.С., Титова С.Е.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Тверского областного суда по докладу судьи Золина М.П.
дело по апелляционной жалобе Еникеева В.Г. на решение Центрального районного суда г. Твери от 24 февраля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Еникеева В.Г. к Администрации города Твери, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Отделению Тверской области ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ", Министерству обороны РФ, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации г. Твери, Главе Администрации г. Твери, Министру обороны РФ, Департаменту финансов Администрации г. Твери, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании нереализованным права на получение жилого помещения по уважительной причине, возложении обязанности по предоставлению жилья во внеочередном порядке, признании не соответствующими действительности и не имеющими юридического значения сведений о смене места жительства, о признании отказа Администрации г. Твери в предоставлении жилого помещения необоснованным и незаконным, о возложении обязанности по восстановлению права на получение жилого помещения, компенсации морального вреда, о возложении обязанности по восстановлению истца на военной службе - отказать"
Судебная коллегия
установила:
Еникеев В.Г. обратился в суд с иском, указав, что является военным пенсионером МО РФ с 1996 года, уволен с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга военной службы составляет более 21 год, на момент увольнения имел звание майора. Решением жилищной комиссии Администрации г. Твери от 08 февраля 1994 года он был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы и избравших постоянным местом жительства г. Тверь. На момент постановки на учет он проживал в квартире, предоставленной по последнему месту службы по адресу: "адрес". В дальнейшем решением жилищной комиссии Администрации г. Твери от 11 декабря 2008 года и Постановлением Главы Администрации г. Твери от 18 февраля 2009 года N 461 он, Еникеев В.Г., был снят с учета в соответствии с п.п. "в" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054. Таким образом, прослужив в армии более 21 года, он, Еникеев В.Г., не получил от государства положенного жилого помещения.
Вместе с тем, согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона. Анализ содержания данной нормы Закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Согласно п. 19 "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совмин СССР от 17 февраля 1981 года, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Так как с момента увольнения с воинской службы и до настоящего времени он, Еникеев В.Г., не обеспечен жилым помещением, в предоставлении жилья ему отказано как со стороны Администрации г. Твери, так и со стороны Министерства обороны РФ, он вынужден обратиться в суд. Обращаясь в суд, просит признать за ним право на получение жилого помещения и обязать ответчиков поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил: признать не соответствующими действительности и не имеющих юридического значения сведения о смене им, Еникеевым В.Г. места жительства (об изменении постоянного места жительства), с момента их распространения Администрацией города Твери; признать отказ Администрации города Твери от предоставления Еникееву В.Г. гарантированного государством при его увольнении с военной службы жилого помещения, необоснованным и незаконным; обязать Главу Администрации города Твери восстановить право Еникеева В.Г. на получение гарантированного государством при его увольнении с военной службы жилого помещения, путем предоставления ему в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" жилого помещения в городе Твери, комфортное для проживания, во внеочередном порядке; взыскать с казны города Твери в пользу Еникеева В.Г. денежную компенсацию морального вреда, причиненного ему отказом Администрации города Твери в предоставлении гарантированного государством при его увольнении с военной службы жилого помещения в городе Твери, в размере "данные изъяты" рублей; обязать Министра обороны Российской Федерации восстановить Еникеева В.Г. на военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, на должности, равнозначной ранее им занимаемой воинской должности, до предоставления ему в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" жилого помещения по избранному месту постоянного жительства при его увольнении с военной службы.
В судебном заседании истец, его представитель поддержали исковые требования с учетом уточнений.
Представитель Администрации города Твери исковые требования не признала, указав, что поскольку Еникеев В.Г. о смене места жительства не проинформировал Администрацию города Твери, комиссией от 11 декабря 2008 года (протокол N 3) принято решение о снятии его с учета. В соответствии с указанным решением комиссии постановлением Главы администрации г. Твери от 18 февраля 2009 года N 461 Еникеев В.Г. был снят с учета в соответствии с п.п. "в" п. 26 Правил Учета ... ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 (снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выездом на другое место жительства). Данное решение было обжаловано Еникеевым В.Г. в судебном порядке, однако решением Московского районного суда города Твери от 10 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований ему было отказано. Так как после снятия с учета прошло более 3-х лет, следует признать, что истец пропустил срок исковой давности по иску о предоставлении ему жилого помещения.
Дополнительно Администрация г. Твери просила учесть, что согласно информации, представленной военным комиссариатом г. Твери, Еникеев В.Г. уволен не в 1993 году (как указано в представленной им выписке из приказа на момент постановки на учет в г. Твери), а в 1996 году, причем на воинский учет он направлялся в г. Соль-Илецк Оренбургской области, а не в г. Тверь. Таким образом, избранным местом жительства для истца является: "адрес", где он был обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес". Согласно информации Управления Росреестра по Тверской области от 08 декабря 2015 года указанная четырехкомнатная квартира общей площадью 107,5 кв.м. находится в долевой собственности с 19 сентября 2005 года, в том числе и истца, а не сдана в установленном порядке органам Министерства Обороны РФ.
С учетом вступившего в законную силу решения Московского районного суда от 10 декабря 2010 года, а также с учетом фактических обстоятельств дела, у Еникеева В.Г. отсутствует право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как гражданина, уволенного с военной службы, и вставшего на учет до 01 января 2005 года. Постановка на учет соответствующей категории граждан с 01 января 2005 года органами местного самоуправления не производится. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в Закон о статусе военнослужащих были внесены изменения, согласно которым обязанность обеспечения жильем уволенных военнослужащих, избравших иное место жительства, нежели последнее место военной службы, возложена непосредственно на федеральные органы исполнительной власти, в которых Законом предусмотрено прохождение военной службы. Органы местного самоуправления были освобождены от этой функции. Предусмотренные Жилищным Кодексом РФ основания для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и внеочередного предоставления ему жилья отсутствуют.
Кроме того, согласно сообщению управления Росреестра по Тверской области от 08 декабря 2015 года, Еникеев В.Г. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 16,6 кв.м. С учетом собственности в "адрес" обеспеченность жилой площадью истца составляет более 14 кв.м (более учетной нормы, установленной решением Тверской городской Думы от 01 марта 2006 года N 74). На момент переезда в г. Тверь, истец имел постоянное место жительства, проживая в квартире по адресу: "адрес".
Министерство обороны Российской Федерации против удовлетворения исковых требований возражало, представив письменный отзыв.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Еникеев В.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в неисполнение судом обязанности, указанной в ч.1 ст.11 ГПК РФ; неправильное применение норм материального права - суд не применил положения ст. 18 и ст.40 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановления Совета Министров РСФСР от 27 июня 1991 г. 372 "О неотложных мерах по стабилизации положения дел в строительном комплексе в условиях перехода к рыночным отношениям", Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 26 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и о программе строительства жилья для этой категории граждан на 1996-1997 годы", Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", ст.ст. 55,56 ЖК РФ; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела - со дня образования администрации г. Твери и до настоящего времени отсутствуют доказательства, подтверждающие полномочия этой администрации по снятию с учета нуждающихся в жилье граждан, ранее вставших на этот учет и уволенных с военной службы, прибывших в избранное постоянного место жительства.
Представители Министра обороны РФ, Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департамента финансов администрации г. Твери, ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения МО РФ", ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим суд в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, заслушав объяснения истца Еникеева В.Г., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, объяснения представителя администрации города Твери и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Администрации города Твери Малиновской А.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и 3).
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем, законодатель установилкритерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Из положения абзацев первого - четвертого пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что для обеспечения жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации граждане, уволенные с военной службы по указанным в законе основаниям, продолжительность службы которых составляет 10 и более лет, должны быть также поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Только с совокупностью указанных обстоятельств закон связывает возникновение на стороне государства публичного обязательства перед военнослужащим по обеспечению последнего жильем за счет средств федерального бюджета.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что, реализуя свое право на обеспечение жилым помещением, предусмотренное пунктом 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения истца с военной службы в 1996 году, истец обратился в орган местного самоуправления г. Твери с заявлением о предоставлении ему жилья. Решением жилищной комиссии от 08 февраля 1994 года Еникеев В.Г. был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы и избравших постоянным местом жительства г. Тверь составом семьи 6 человек.
В соответствии с решением комиссии от 11 декабря 2008 года (протокол N 3) постановлением Главы администрации г. Твери от 18 февраля 2009 года N 461 Еникеев В.Г. был снят с учета в соответствии с п.п. "в" п. 26 Правил Учета ... ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 N 1054 (снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выездом на другое место жительства). Причиной снятия с очереди послужила полученная информация о том, что Еникеев В.Г. 12 октября 2005 года был снят с воинского учета в "данные изъяты" в связи с переменой места жительства, при этом соответствующую информацию в Администрацию г. Твери не представил.
Решение о снятии с учета Еникеев В.Г. обжаловал в судебном порядке, однако решением Московского районного суда города Твери от 10 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований ему было отказано. Из текста судебного решения следует, что истец был снят с учета правомерно. До настоящего времени данное решение не отменено, вступило в законную силу.
При разрешении заявленного иска, судом принято во внимание, что в период, когда истец состоял на учете нуждающихся в Администрации г. Твери, действовал Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054. Данный порядок учета предусматривает регистрацию военнослужащих, составление единого списка очередников, основания снятия с учета и принятие соответствующих решений органами местного самоуправления. Соблюдение гражданином правил и порядка учета является необходимой предпосылкой для получения жилого помещения.
Истец, как это видно из материалов дела, снят с учета в 2010 году, законность снятия его с учета подтверждена судебным решением, вступившим в законную силу.
Судом установлено, что истец сам создал ситуацию, при которой его право на получение жилья по избранному месту жительства осталось нереализованным.
Так, Еникеев В.Г. после постановки на учет уклонялся от предоставления необходимых учетных данных. В частности, в 2005 году истец был снят с воинского учета в "данные изъяты" в связи с выездом на другое место жительства, при этом жилищные органы Администрации г. Твери в известность не поставил. Выезжая в г. Тверь, он распорядился квартирой предоставленной его семье по последнему месту службы по адресу: "адрес". Согласно данным регистрационного учета квартира находилась в собственности истца и членов его семьи и 09 ноября 2005 года была отчуждена частным лицам. Между тем, сдача указанной квартиры Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) является необходимым условием предоставления жилья по вновь избранному месту жительства, это отражено, в том числе, и в статье 14 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, вопреки позиции истца, он утратил право на получение жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению ему жилого помещения в г. Твери.
Разрешая требования о признании не соответствующими действительности и не имеющими юридического значения сведений о смене Еникеевым В.Г. места жительства (об изменении постоянного места жительства), с момента их распространения Администрацией города Твери, суд первой инстанции правильно указал, что не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок.
Также судом обоснованно не установлено оснований для удовлетворения исковых требований истца, направленных на предоставление истцу жилого помещения как бывшему военнослужащему, требований о компенсации морального вреда. Требования истца о восстановлении его на воинской службе, не рассмотрены в рамках настоящего дела, так как основанием иска являются фактические данные, свидетельствующие, по мнению заявителя, о нарушении его прав как лица, уволенного с военной службы.
Кроме того, суд обоснованно согласился с доводами ответчиков в той части, что истец поставил вопрос о предоставлении ему квартиры с пропуском срока исковой давности, поскольку о снятии с очереди ему было достоверно известно уже в 2010 года, однако с иском он обратился только в 2015 году, то есть с пропуском 3-х годичного срока исковой давности.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, а потому судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к перечислению нормативных актов и несогласию с выводами суда, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Еникеева В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий: М.П. Золин
Судьи: А.С. Беляк
С.Е. Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.