Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Радюхиной Е.А. по доверенности ООО " "данные изъяты" на постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым
юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, составленным должностным лицом территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске - главным специалистом-экспертом Карповой М.В. - ООО " "данные изъяты" вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением городского суда, защитник Радюхина Е.А. по доверенности ООО " "данные изъяты"" обратилась в Самарский областной суд с жалобой. В жалобе защитник Радюхина Е.А. просит постановление суда отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО " "данные изъяты"" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что судом первой инстанции были неверно определены обстоятельства дела, кроме того, заявитель просит восстановить срок для обжалования постановления.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав представителя Радюхину Е.А. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Срок на обжалование постановления городского суда подлежит восстановлению, так как, сведений о направлении копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО "данные изъяты"" в материалах дела не содержится. Согласно представленным материалам дела копия постановления суда от ДД.ММ.ГГГГ получена представителем ООО " "данные изъяты"" Четкасовой Е.А. ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись представителя. Жалоба на постановление суда, согласно штампу почтового отправления, направлена ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о своевременности обжалования вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года за N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся, в том числе, и жилые здания. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем, как действия, так и бездействия, состоящего в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Субъект правонарушения - гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Как усматривается из представленных материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в связи с письменным обращением жителей дома N "адрес" ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Новокуйбышевске Карповой М.В. в отношении юридического лица - ООО " "данные изъяты"", осуществляющего торговую деятельность в супермаркете " "данные изъяты"" по адресу: "адрес", проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, по факту загрузки товаров со стороны двора, где имеются входы в жилые подъезды, что является нарушением требований ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях, помещениях".
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), коллективным письмом от жителей дома N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи объекта, а также другими материалами административного дела, которые с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ.
В соответствии со статьей 11 Закона о санитарном благополучии индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Исходя из части 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 сентября 2001 N 23 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (далее - СП 2.3.6.1066-01).
СП 2.3.6.1066-01 определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Согласно пункту 1.2. СП 2.3.6.1066-01 санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками (пункт 1.3 СП 2.3.6.1066-01).
В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.3.6.1066-01 организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии с СП 118.13330.2012. "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", Строительными нормами и правилами 2.08.01-89* "Жилые здания".
Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
В силу пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01 загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В соответствии с п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях, помещениях" помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей
Судом установлено, что в нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил загрузка продуктов в магазин производилась со двора жилого дома, что ухудшает условия проживания и отдыха его жителей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО " "данные изъяты"" не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений.
Надлежащих доказательств обратного, Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Выяснив все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства, городской суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения должностного лица и городского суда, обоснованно признаны несостоятельными, поскольку опровергаются вышеназванными обстоятельствами, установленными на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана должностным лицом и судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов о совершении ООО " "данные изъяты"" правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, заявителем не представлено. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Утверждение жалобы относительно отсутствия в действиях ООО " "данные изъяты"" состава административного правонарушения, а именно: вины - опровергаются представленными материалами дела, из которых следует, что вина юридического лица во вменяемом ему административном правонарушении выразилась в форме бездействия, состоящего в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных зданий, сооружений и транспорта.
Ссылка в жалобе о том, что судьей были неправильно определены обстоятельства дела, не могут быть признаны обоснованными, поскольку все обстоятельства дела были верно установлены и в соответствии с представленными доказательствами, которые были оценены судьей в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, оснований для получения дополнительных доказательств у судьи не имелось.
Довод заявителя о том, что загрузка товара в магазин осуществляется на территории, не относящейся к дворовой территории не состоятелен, учитывая, что ООО " "данные изъяты"" организовало разгрузку товара в магазин со стороны двора жилого дома, где расположены окна квартир, что свидетельствует о нарушении данным юридическим лицом санитарно-эпидемиологических норм.
Ссылка заявителя на отсутствие иных вариантов разгрузки товара в магазин не свидетельствует о незаконности привлечения ООО "Агроторг" к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, учитывая, что юридическое лицо вправе самостоятельно определять место осуществления своей деятельности с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
Все иные доводы, на которые ссылается заявитель в жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках реализации процедуры привлечения к административной ответственности административным органом и судом, поэтому не могут повлечь отмену решения судьи. Кроме того, данные доводы являлись предметом исследования судом первой инстанции.
Административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.4 КоАП РФ, назначено ООО "Агроторг" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО " "данные изъяты"" к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление Новокуйбышевского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей - оставить без изменения, жалобу защитника Радюхиной Е.А. по доверенности ООО " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.