Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Абдуллаева М.К., Сатыбалова С.К.,
при секретаре Гудаеве Р.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Амирагаевой С.К. гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Махачкала к Амирагаевой С.К. о понуждении устранить нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав заключение прокурора Биакаева М.К., полгавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г.Махачкала обратился в суд с исковым заявлением к Амирагаевой С.К. о признании незаконным деятельности - автозаправочной станции "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес" в районе Северного поста ГИБДД по приему, хранению, выдаче (отпуску) и учету количества нефтепродуктов до устранения нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов (Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от "дата" N (ред. от "дата"), о лицензировании, о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, градостроительства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обязать индивидуального предпринимателя Амирагаеву С.К. устранить указанные нарушения закона.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Советского района г.Махачкала в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности по Советскому району г.Махачкала УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов (Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от "дата" N (ред. от "дата"), о лицензировании, о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, градостроительства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автозаправочной станции принадлежащей ответчице.
В ходе надзорных мероприятий в октябре 2014 года выявлен факт осуществления индивидуальным предпринимателем Амирагаевой С.К. эксплуатации автозаправочной станции "Русснефть", и (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм вышеуказанного законодательства. Так, Амирагаевой С.К. эксплуатация автозаправочной станции осуществляется в нарушение требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 (ред. от 23 июня 2014 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 13 июля 2014 г.) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N390 "О противопожарном режиме", далее - ППР; Строительных норм и правил (СНиП) 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 г. N18-7, Приказа МЧС России от 5 мая 2014 г. N221 "Об утверждении свода Правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" СП 156.13130.2014.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
На территории АГЗС размещено 2-х этажное здание, 2-й этаж предназначен для проживания людей (гостиница) (Свод правил 156.1.13130-2014, п.б.Зип.6.9".
Не разработаны и не представлены в ОНД района декларации пожарной безопасности объектов (ФЗ-N 123, ст.64).
Руководителем не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения (п.2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N390).
Автозаправочная станция не оснащена системой громкоговорящей связи (Свод правил 156.13130-2014, п.6.33).
На АГЗС не предусмотрена система заземления (Свод правил 156.13130-2014, п.7.35).
На АГЗС допускается прокладка воздушной линии электропередач (Свод правил 156.13130-2014, п.6.33).
АЗС не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением (Свод правил 156.13130-2014, п.6.37). Единичная емкость резервуаров АЗС, расположенных на территории населённых пунктов превышает Юм (Свод правил 156.13130-2014, п.8.30).
Не соблюдаются расстояния от АГЗС до автомобильных дорог общей сети (Свод правил 156.131330-2014 Таблица ЕЛ).
Помещения АГЗС не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Свод правил 156Л31330-2014, п.6.39). Выход из помещений зданий АЗС предусмотрен в сторону площадки ТРК и расположен на расстоянии менее 15 м от оборудования ТРК, не предусмотрен дополнительный выход (Свод правил 156.1.13130-2014, п. 6.18).
Автозаправочная станция не оснащена первичными средствами пожаротушения (п. 457 ППР).
АГЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС. (ФЗ-N 123 ст.4; п. 455 ППР).
АЗС не оборудована молнии защитой в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 34.21.122-87, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. N229, но не ниже II категории (Свод правил 156Л31230.2014).
Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности (Свод правил 156.1.13130-2014, п.7.10). Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персонал АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. Если технологической системой предусмотрено прекращение наполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме, то допускается вместо указанной сигнализации предусматривать сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 %-го заполнения резервуара (Свод правил 156.131330-2014, п.7.18)
Планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений не исключает возможного растекания аварийного топлива, на въезде и выезде с территории отсутствуют пологие участки высотой не менее 0,2 м. отсутствуют дренажные лотки, АГЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (Свод правил 156.13130-2014, п. 6.21).
Площадка для хранения топлива не проветривается (Свод правил 156.113130-2014, п.8.2).
Резервуар для хранения СУГ расположен надземно (Свод правил 156.1.13130-2014, п. 8.30).
В нарушение ст.5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N226 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" эксплуатация опасного объекта ведется в отсутствии договора обязательного страхования.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера" резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной зашиты и другие материальные ресурсы.
Кроме того, в соответствии с п.3 указанного постановления для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов решением администрации предприятий, учреждений, организаций.
Так, п.7 гласит, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций.
В соответствии с требованиями ст.2 ФЗ от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Приложением к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
Согласно ст.9 Федерального закона N116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и т.д.
Установлено, что на "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес" в районе Северного поста ГИБДД отсутствует резервный фонд по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона N116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При даче разрешения на эксплуатацию объекта органы местного самоуправления удостоверяют выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также устанавливают соответствие объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Кроме того, Амирагаевой С.К. эксплуатация АЗС "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес", в районе Северного поста ГИБДД осуществляется в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с п. 2, 3 ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве должны соблюдаться санитарные правила; предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Согласно п.2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, принимаемых на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 автозаправочные станции для заправки грузового и легкового транспорта жидким и газовым топливом по санитарной классификации относятся к предприятиям IV класса опасности, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для которых установлен 100 м.
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений.
При этом уменьшение санитарно-защитной зоны на стадии проектирования санитарно-защитной зоны СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено.
Исходя из системного толкования положений раздела III, IV для промышленных производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации. При этом установление размера расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны путем принятия санитарно-эпидемиологического заключения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрено.
Амирагаевой С.К. не выполнены требования вышеприведенных норм законодательства. Она не обращалась в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан с заявлением о проведении экспертизы материалов обоснования расчетной санитарно-защитной зоны многотопливной автозаправочной станции "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес", в районе Северного поста ГИБДД.
В ходе проверки Амирагаевой С.К. не представлены документы, предусмотренные п.3.4 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 1 августа 2001 г. N229 (ред. от 17 июня 2003 г.), а именно:
а) лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная копия;
б) паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1), схемами молнии защиты и заземления;
в) Правила технической эксплуатации АЗС;
г) паспорта на резервуары (Приложение 2);
д) формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3);
е) градуировочные таблицы на резервуары;
ж) план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке;
з) инструкции по:
- охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования;
- пожарной безопасности;
- эксплуатации очистных сооружений;
(в ред. Изменений и дополнений, утв. Приказом Минэнерго РФ от 17 июня 2003 г. N 226)
и) паспорта технического и технологического оборудования (кроме вышеуказанного в п. п. "д", "е"): систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.;
к) инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей; л) журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5);
м) журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Приложение 6);
н) сменный отчет (в соответствии с действующей документацией);
о) график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ;
п) книга жалоб и предложений;
р) утвержденный прейскурант цен на товары и услуги;
с) паспорта (сертификаты) качества на товары;
т) документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС;
у) приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение;
ф) документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
В целом эксплуатация АЗС Амирагаевой С.К. ведется с нарушениями указанных Правил Республики Дагестан 153-39.2-080-01 (п.п.2.4, 2.5, 2.7, 2.8, 2.12, 2.15, 2.16, 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5.2, 5.4, 5.5, 5.8 и др.)
Кроме того, организацией не разработана проектная документация предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. На ее основании не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате эксплуатации АЗС. Территория АЗС не имеет канализационную систему и очистные сооружения, обеспечивающие отвод, сбор и очистку поверхностно-ливневых и талых вод, а также локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов. Отсутствует инженерное устройство по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны. Не установлены специальные контейнеры для сбора загрязненных нефтепродуктами отходов.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.
Согласно п.1 ст.23 настоящего Федерального закона, нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п.1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п.2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п.3).
Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 г. N 183 (ред. от 4 сентября 2012 г.) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (п.6); в случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (п.7).
В п.3 ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" также предусмотрено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенном письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333, определено, что стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными
В разделе 6 приказа Росстата от 01 октября 2010 г. N 336 "О проведении в 2011 году пилотного обследования природоохранных расходов" стационарный источник загрязнения атмосферы определен как не передвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации загрязняющие атмосферу вещества, куда относятся и другие объекты (терриконы, резервуары и т.д.).
Таким образом, АЗС "Русснефть", имея стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в нарушение вышеприведенных правовых норм не разработаны и не утверждены нормативы предельно- допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получены в установленном порядке, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ПДВ санитарным правилам и разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, с установленными Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан о допустимыми выбросами для стационарного источника АЗС "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес", в районе Северного поста ГИБДД осуществляла и осуществляет производственную деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду, без приведенных разрешительных документов.
Решением Советской районного суда г.Махачкала от 19 ноября 2015 г. исковые требования прокурора Советского района г.Махачкала в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, постановлено:
"Приостановить деятельность АЗС "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес", в районе Северного поста ГИБДД.
Обязать Амирагаеву С.К. устранить нарушения, изложенные в справке пом. прокурора Советского района г.Махачкала о результатах проверки АЗС "Русснефть", расположенной по адресу: "адрес", в районе Северного поста ГИБДД федерального законодательства от 31 октября 2014 г. и в справке Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан от 31 октября 2014 г.".
В апелляционной жалобе Амирагаева С.К. просит решение суда отменить.
В обоснование требований жалобы указано, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым без учета обстоятельств дела, подлежит отмене в силу требований ст.330 ГПК РФ; что при вынесении решения допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на законность принятого решения; что судом не приняты во внимание, что выявленные проведенной прокуратурой проверкой нарушения ею устранены; что истцом не проверено исполнение их предписания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Амирагаевой С.К.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из имеющихся в материалах дела справок о результатах проверки исполнения АЗС "Русснефть", расположенной по адресу: г.Махачкала пр.Акушинского, в районе Северного поста ГИБДД, федерального законодательства, составленных 31 октября 2014 г. пом. прокурора Советского района г.Махачкала ФИО 1, а также справками о противопожарном состоянии объекта, составленными начальником отдела надзорной деятельности по Советскому району г.Махачкала ФИО 2 от "дата", следует, что в ходе надзорных мероприятий в октябре 2014 года выявлены факты осуществления индивидуальным предпринимателем Амирагаевой С. К. эксплуатации автозаправочной станции "Русснефть", (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм федерального законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспаривается, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, указанные в справке от 31 октября 2014 г. имеют место.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Как следует из ст.80 ФЗ "Об охране окружающей среды", п.5 ст.14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
Руководствуясь вышеназванными нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Амирагаевой С.К. необходимо устранить нарушения, изложенные в справке пом. прокурора Советского района г.Махачкала от 31 октября 2014 г. и в справке Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан от 31 октября 2014 г. о соблюдении федерального законодательства, на принадлежащей Амирагаевой С.К. АЗС "Русснефть", и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы об устранении выявленных нарушений, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 19 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Амирагаевой С.К. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Биремова
Судьи М.К. Абдуллаев
С.К. Сатыбалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.