Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Белоногого А.В.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 апреля 2016 года административное дело N 2а-5466/2015 по апелляционной жалобе Ш.А.Е. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Ш.А.Е. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным приказа об аннулировании свидетельства пилота коммерческой авиации и об обязании включить свидетельство пилота коммерческой авиации в федеральную государственную информационную систему.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Д.С.Н., действующего на основании доверенности от 8 декабря 2015 года сроком на 5 лет и по ордеру от 11 апреля 2016 года, представителя административного ответчика С.Н.В., действующей на основании доверенности от 15 сентября 2015 года сроком до 31 декабря 2016 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.А.Е. обратилась в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта, в котором просила признать незаконным приказ N518 от 19 августа 2015 года об аннулировании свидетельств авиационного персонала" в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации III П N003473, выданного Ш.А.Е. 13 ноября 2012 года ВКК ФАВТ (Росавиация).
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Ш.А.Е. просила обязать включить оформленное на её имя свидетельство пилота коммерческой авиации в федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В обоснование требований Ш.А.Е. указала, что оспариваемым приказом аннулировано её свидетельство пилота коммерческой авиации пилота по основанию указания недостоверных сведений в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного персонала. По мнению административного истца, приказ незаконен и необоснован, поскольку она в установленном законодательством порядке прошла обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала гражданской авиации в сертифицированном учебном центре и на основании решения Высшей квалификационной комиссии Росавиации от 13 ноября 2012 года получила свидетельство пилота коммерческой авиации; в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации" ранее выданные свидетельства сохраняют свою силу до окончания срока их действия или до обмена на свидетельства, оформленные в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством не предусмотрено право административного ответчика аннулировать ранее выданные свидетельства.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2015 года в удовлетворении заявления Ш.А.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Ш.А.Е. просит решение суда отменить и административное исковое заявление удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", действующих на момент выдачи ей свидетельства коммерческого пилота отсутствует обязанность обладателя коммерческого пилота пройти обучение в высших или средних учебных заведениях гражданской авиации, осуществляющих обучение по утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации программам; для получения свидетельства коммерческого пилота самолета в оспариваемый период действующее законодательство требовало лишь наличие у кандидата профессиональной подготовки и соответствие его общим и частным требованиям к пилотам воздушных судов; на момент выдачи свидетельства пилота коммерческой авиации соответствовала всем требованиям: в 2005 году окончила ЮЛ1 и получила квалификацию "инженер" и специальность "эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения"; окончила 14 марта 2011 году летное обучение на воздушном судне С-172 в ЮЛ2 и получила свидетельство пилота-любителя; окончила 31 октября 2011 году летное обучение на воздушном судне РА-23 АZТЕС (пилоты) в ЮЛ2, окончила в 2015 году ЮЛ1 по программе бакалавриата по направлению подготовки 25.03.03. "Аэронавигация", произвела налет 242 часа; авиационные учебные центры относятся к образовательным учреждениям и подготовка пилотов коммерческой авиации осуществлялась в том числе в сертифицированных авиационных учебных центрах; распоряжение NАЮ-241 от 2 августа 2006 года устанавливает требования, противоречащие нормам Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральным авиационным правилам N147 и не проходило в установленном порядке процедуры государственной регистрации в Министерстве Юстиции Российской Федерации и официального опубликования и потому не вступили в силу и не могут применяться, распространяются только на образовательные учреждения, поименованные в нём, и не могут распространяться на неопределенный круг лиц; ошибочен и не обоснован вывод суда о том, что положения ФПА-147 не применимы к лицам, не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях гражданской авиации, утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией; судом не приведено ссылки на конкретный федеральный закон или нормативно-правовой акт Президента Российской Федерации, в котором указано на полномочие административного ответчика аннулировать свидетельства пилота.
В заседание апелляционной инстанции административный истец не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, об отложении дела не просила, документы об уважительной причине неявки не представила, ведет дело через представителя, который в судебное заседание явился и поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражает против доводов апелляционной жалобы.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание административного истца не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя административного ответчика, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец на момент выдачи ей свидетельства коммерческого пилота не имела необходимого образования для его получения.
Судебная коллегия считает вывод суда правильным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ш.А.Е., "дата" года рождения, окончила в 2005 году ЮЛ1 по специальности "эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения", присвоена квалификация "инженера", о чем 10 июня 2005 года ей выдан диплом " ... ".
В 2015 году Ш.А.Е. окончила ЮЛ1 и ей присвоена квалификация "бакалавр 25.03.03 "Аэронавигация", о чем 20 июня 2015 года выдан диплом " ... ".
В период с 10 января 2012 года по 14 марта 2012 года Ш.А.Е. прошла курсы обучения в ЮЛ2 по программе подготовки пилотов любителей на самолете С-172.
В период с 2 октября 2012 года по 31 октября 2012 года Ш.А.Е. прошла курсы обучения в ЮЛ2 по программе переподготовки экипажа на ВС РА-23AZТЕС (пилоты).
В период с 28 мая 2014 года по 19 июня 2014 года Ш.А.Е. прошла теоретическое обучение по программе переподготовки пилота гражданской авиации на ВС массой не более 5700 кг в Частном образовательном учреждении ЮЛ3
Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки следует, что Ш.А.Е. работала: с 16 июня 2000 года по 21 августа 2000 года агентом по организации авиаперевозок; с 17 января 2003 года по 31 октября 2003 года-менеджером по персоналу, рекламе и РК; с 31 марта 2004 года по 29 марта 2006 года агентом по организации обслуживания перевозок; с 4 июня 2007 года по бортпроводником, с 1 ноября 2012 года старшим бортпроводником.
13 ноября 2012 Федеральным агентством воздушного транспорта Ш.А.Е. выдано свидетельство коммерческого пилота III П N003473 со сроком действия до 30 июля 2013 года.
14 июля 2015 года в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) направлено письмо руководителя следственного управления Северо-Западного следственного управления на транспорте N " ... ", в котором указано, что в ходе расследования уголовного дела N ... по обвинению генерального директора ЮЛ2 К.А.А. в совершении преступлений, предусмотренных п "в" ч. 4 ст. 204 УК РФ, выявлены обстоятельства, создающие реальную угрозу жизни граждан и безопасности полетов, требующих принятия скорейших мер к их устранению, и установлено, что в период с 21 октября 2008 года по 7 октября 2014 года К.А.А., не имея разрешения на подготовку коммерческих пилотов, подтверждал лицам, не прошедшим в установленном законом порядке обучение, их соответствие квалификации пилота коммерческой авиации, представлял документы на указанных лиц в Высшую квалификационную комиссию Федерального агентства воздушного транспорта с целью присвоения им квалификации коммерческого пилота гражданской авиации и выдачи свидетельств установленного образца. Федеральное агентство воздушного транспорта, не располагая информацией об отсутствии у общества лицензии на подготовку пилотов коммерческой авиации, незаконно выдало свидетельство пилота коммерческой авиации Ш.А.Е.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от 19 августа 2015 года N ... на основании пунктов 5.4.2 9.9. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 2004 года N ... , пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N ... , и сведений, содержащихся в представлении Следственного комитета Российской Федерации от 14 июля 2015 года N " ... " аннулированы свидетельства пилотов, перечисленные в приложении к настоящему приказу за указание недостоверных сведений, свидетельства пилотов, указанные в приложении к приказу исключены из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В Приложении к оспариваемому приказу указано на аннулирование свидетельства пилота коммерческой авиации III П N ... , выданного Ш.А.Е. 13 ноября 2012 года.
В соответствии с пунктом 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, абзацем 3 пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В соответствии со статьей 21 (часть 1) Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
К авиационному персоналу согласно части 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В соответствии с п. 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, коммерческий пилот относится к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).
В разделах IV и VI Правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота.
В соответствии с пп. "а", "б" п. 4.3 указанных Правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.
Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств коммерческого пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года N 44/И, введенным в действие с 01 сентября 1989 года.
Согласно положениям пункта 5.2, а также в силу пунктов 5.2.1 и 5.2.2 указанного Положения, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано: лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот"); пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре; пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.
Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, Приказом Министерства гражданской авиации СССР N 77 от 8 апреля 1985 года утверждены "Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85)" (документ веден в действие с 01.12.1985, утратил силу 09.11.2009).
Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.
В соответствии с п. 3.3.3 названных Наставлений первоначальная подготовка летного состава проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации.
Переподготовка летного состава на воздушные суда новых типов производится в Центрах гражданской авиации, Академии гражданской авиации и летных училищах, в УТО и на авиационных заводах.
Согласно п. 4.2.2 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 29 января 1987 года N 25, и действующего с 01 июля 1987 года по 09 ноября 2009 года, первоначальная подготовка пилотов осуществляется в высших и средних летных училищах гражданской авиации.
Согласно статье 2 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, а дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом "дата" Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N670, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3); указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах (пункт 8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Е.П.Ф.", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".
В соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от "дата" N ... , действующего до "дата", организовать профессиональную переподготовку штурманов и бортинженеров до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации, разрешалось только ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" и ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)".
На момент прохождения курсов в 2012 году в ЮЛ2 Ш.А.Е. к числу действовавших пилотов отнесена быть не могла, так как ею не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением квалификации "пилот" и потому отсутствовали основания для выдачи ей свидетельства коммерческого пилота, в связи с чем Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации обоснованно признана незаконной выдача Ш.А.Е. свидетельства коммерческого пилота.
Кроме того, Ш.А.Е. проходила обучение на курсах в ЮЛ2 в период с 10 января 2012 года по 14 марта 2012 года по программе подготовки пилотов любителей на самолете С-172 и в период с 2 октября 2012 года по 31 октября 2012 года по программе переподготовки экипажа на ВС РА-23AZТЕС (пилоты), однако документы поданы на присвоение квалификации коммерческого пилота гражданской авиации.
По сообщению Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга лицензия на осуществление образовательной деятельности ЮЛ2 не выдавалась.
Согласно справке Федерального агентства воздушного транспорта на основании заключения о внеплановой сертификационной проверке ЮЛ2 от 28 марта 2013 года принято решение об изъятии сертификата АУЦ от 29 июня 2010 года N 179 и прекращении деятельности.
Как следует из письма руководителя следственного управления Северо-Западного следственного управления на транспорте от 14 июля 2015 года, в ходе расследования уголовного дела N ... по обвинению генерального директора ЮЛ2 К.А.А. установлено, что в период с 21 октября 2008 года по 7 октября 2014 года К.А.А., не имея разрешения на подготовку коммерческих пилотов, подтверждал лицам, не прошедшим в установленном законом порядке обучение, их соответствие квалификации пилота коммерческой авиации, представлял документы на указанных лиц в Высшую квалификационную комиссию Федерального агентства воздушного транспорта с целью присвоения им квалификации коммерческого пилота гражданской авиации и выдачи свидетельств установленного образца. Федеральное агентство воздушного транспорта, не располагая информацией об отсутствии у общества лицензии на подготовку пилотов коммерческой авиации, незаконно выдало свидетельство пилота коммерческой авиации Ш.А.Е.
В нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Ш.А.Е. не опровергла представленные сведения.
Федеральные авиационные правила не применимы к лицам не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях, утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией и не имеющим свидетельства авиационного специалиста выданного Росавиацией.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.А.Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.