Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей Федина К.А.,
Редозубовой Т. Л.
при секретаре Пермяковой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельцовой Е.А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N" с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N" Федеральной службы исполнения наказаний России о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам
по апелляционной жалобе истца на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т. Л., объяснения представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N" Федеральной службы исполнения наказаний России Орлова Д. А. (доверенность от " ... " N), представителя Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N" с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Лутковой Л. П. (доверенность от " ... " N), возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ельцова Е.А. обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N" с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее ФКУ ИК- N ОУХД ГУФСИН России), Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N" Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России) о взыскании задолженности по ежемесячным денежным выплатам.
В обоснование иска указала, что с " ... " по настоящее время проживает и работает медицинским работником в сельской местности.
По мнению Ельцовой Е. А., на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности.
На основании изложенного просила взыскать с ФКУ ОУХД ИК- N ГУФСИН России по Свердловской области задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с " ... " по " ... " в размере N руб., взыскать с ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России задолженность по ежемесячным денежным выплатам за период с " ... " по " ... " в размере N руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФКУ ИК- N ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области Луткова Л.П. исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Ельцовой Е.А. отказано.
С указанным решением не согласился истец, просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Истец Ельцова Е. А. не согласна с выводом суда о том, что на нее не распространяются положения Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях".
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ельцова Е.А. с " ... " по " ... " работала фельдшером участковой амбулатории ... С " ... " по " ... " проходила службу в должности фельдшера медицинской части ИК N Тавдинского УЛИУ Минюста России, с " ... " по " ... "- в должности фельдшера медицинской части ИК- N ОИК- N ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области.
С " ... " по настоящее время Ельцова Е.А. проходит службу в должности фельдшера филиала "Медицинская часть N" ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России.
В период с " ... " по " ... " была зарегистрирована по адресу: ... ; с " ... " по настоящее время зарегистрирована по адресу: ...
Рапорты истца в адрес ответчиков о предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" оставлены без удовлетворения.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших до 1 января 2012 года и подлежащих применению к спорным отношениям, к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2 статьи 63).
Пунктами 13, 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статьи 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены ряд изменений.
В частности, часть 1 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изложена в новой редакции, согласно которой к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений. В данном перечне медицинские части уголовно-исполнительной системы (место работы истца) не названы.
Реализуя предоставленные приведенными нормами федерального законодательства полномочия, Правительство Российской Федерации издало Постановление от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839).
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления Правительство Российской Федерации установило с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти, к ведению которых относятся расположенные в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) федеральные государственные учреждения.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления выплат в соответствии с настоящим Постановлением.
В соответствии с указанным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 1556ан и Министерства финансов Российской Федерации N 174н от 16 декабря 2011 года "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" утвержден Порядок осуществления с " ... " по " ... " в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Указанный порядок определяет правила осуществления с " ... " по " ... " в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
В связи со вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государственную систему здравоохранения составляют:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);
3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72).
Из приведенных нормативных положений следует, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, принятого во исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утративших силу с 1 января 2012 года, распространяется на медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья.
Между тем, Федеральная службы исполнения наказаний не является федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья, и не входит в систему государственных органов здравоохранения.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь приведенными выше положениями закона, суд пришел к правильному выводу, что Ельцова Е.А. не относится к субъектам, на которых распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, в связи с чем не имеет права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение в соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и не противоречащим закону.
Доводы автора жалобы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 01 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Петровская О.В.
Судьи: Федин К.А.
Редозубова Т. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.