Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Соловьевой О.В.
судей Мельниковой О.Г., Наконечной Е.В.
при секретаре Кравцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чупина ФИО9 к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" о признании незаконными действий по снятию с учета на улучшение жилищных условий (как необоснованно постановленного), обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе МЧС России, по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по ПК на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 25 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., выслушав представителя ответчика ГУ МЧС России по Приморскому краю - Самойлову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Чупина Н.М. - возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил службу в органах внутренних дел Управления Государственной противопожарной службы по Приморскому краю. Уволен из УВД Приморского края Управления государственной противопожарной службы по ст. 58 п. "3" Положения "О службе в ОВД РФ" по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на момент увольнения составила в календарном исчислении 23 года 01 месяц 26 дней. 04.02.1986 года истец подал рапорт начальнику 2 ОВПО УГПС УВД Приморского крайисполкома подполковнику внутренней службы Орехову A.M. о постановке на очередь для улучшения жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ года его поставили на очередь для улучшения жилищных условий, как нуждающегося в жилом помещении. Полагает, что основания нуждаемости до настоящего времени не отпали. Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ. ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю письмом за N 10801-6-2 от 28.12.2011 г. вернуло ему учетное дело с копией письма из ДВРЦ МЧС России от 10.11.2011 года за N Д-91/11 из которого ему стало известно, что была проведена проверка учетных дел, в ходе которой была установлена необоснованность постановки его на учет. Полагает, что данные действия (проверки) Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являются незаконными. Просил признать незаконными действия Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Дальневосточный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") по снятию с учета на улучшение жилищных условий как необоснованно поставленного на учет, обязать ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Приморскому краю, Дальневосточный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" восстановить Чупина Н.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе МЧС России, с даты постановки на учет во 2 ОВПО УПО УВД Приморского крайсполкома с ДД.ММ.ГГГГ года и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец в судебном заседании уточнил свои требования в связи с изменением типа учреждения, просил суд возложить на ответчиков обязанность по восстановлению его на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе МЧС России с даты постановки на учёт во 2 ОВПО УПО УВД Приморского крайисполкома с ДД.ММ.ГГГГ г.
Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю по доверенности Карпенко Е.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, представила письменный отзыв.
Представитель ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежаще, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении дела слушанием в суд не поступало.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 25 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Дальневосточный филиал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") по снятию Чупина ФИО10 с учёта на улучшение жилищных условий как необоснованно поставленного на учёт. На ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" возложена обязанность восстановить Чупина ФИО11 на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе МЧС России с даты постановки на учёт во 2 ОВПО УПО УВД Приморского крайисполкома - с ДД.ММ.ГГГГ. На ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" возложена обязанность включить Чупина Николая Михайловича в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе МЧС России.
С решением суда не согласился представитель ГУ МЧС России по ПК, в апелляционной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца - возражавшего против них, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений в пределах, установленных ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, определен Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (далее-Правила).
Согласно п. 12 Правил, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям NN 2 и 3 в следующем порядке: в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Чупин Н.М. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. Приказом УВД Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года N л/с уволен в должности старшего мастера связи центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения ГПС УВД Приморского края, по ст. 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д. 24).
Из материалов дела следует, что Чупин Н.М. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 29).
Согласно списку сотрудников и работников аппарата Управления и подчиненных подразделений ГПС УВД ПК нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2001 год, утвержденного начальником УГПС УВД ПК ДД.ММ.ГГГГ г. истец значится в списке за N 6 (л.д. 43-44).
Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с включением в ее состав ГПС МВД РФ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. N N ГУ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю уведомило Чупина Н.М. о том, что учетное дело возвращено из ФКУ Дальневосточного филиала "Государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", как необоснованно поставленного на учет на основании п. 12 Правил учета военнослужащих, увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительстве, утв. Постановлением Правительства РФ от N 1054 от 06.09.1998.
Признавая действия ГУ МЧС России по ПК в части возврата учетного дела истцу незаконными, суд верно исходил из того, что пунктом 12 Правил, на которые ссылались ответчики, не предусмотрена возможность направления учетного дела лицу, состоящему на жилищном учете, и исключение его тем самым, из очереди на обеспечение жилым помещением. Поскольку исключение истца из очереди Дальневосточным филиалом ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" осуществлено без законных оснований и с нарушением права Чупина Н.М. на обеспечение жилым помещением, вывод суда о незаконности действий ФКУ, выраженных в снятии Чупина Н.М. с жилищного учета и возврате учетного дела в ГУ МЧС России по ПК, признается судебной коллегией верным.
При этом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности восстановить Чупина Н.М. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе МЧС России с даты постановки на учет 2 ОВО УПО УВД Приморского края - с 4 февраля 1986 года на ответчиков, поскольку из материалов дела следует, что вопросы жилищного обеспечения входят в их компетенцию.
Так, приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д. 78) с ДД.ММ.ГГГГ года функции уполномоченного органа МЧС по жилищному обеспечению возложены на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Согласно приказу МЧС России от 30 января 2015 года N 37 ФКУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" подлежит ликвидации, правопреемником учреждения является ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (л.д. 202).
В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями (далее - комиссия), создаваемыми: в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных им учреждениях.
Таким образом, на дату принятия решения суда уполномоченным органом в части жилищного обеспечения сотрудников ФПС является ГУ МЧС России по ПК, а также правопреемник Госэкпертизы МЧС РФ - ФКУ "УКС МЧС России".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в его компетенцию решение вопросов жилищного обеспечения не входит, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Кроме того, необоснованными признаются доводы апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции верно исходил из того, что фактически истцом ставится вопрос о восстановлении его права на обеспечение жилым помещением, на который распространяется общий срок исковой давности.
Поскольку о нарушении своего права истец узнал в ДД.ММ.ГГГГ, с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ года, указанный срок им не пропущен.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.