Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: Иском Е.П.,
судей: Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 января 2016 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесены постановления от 23.12.2015 N (взыскатель Головня Н.В.), N (взыскатель Зигангараев К.В.) о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты" за отказ должника добровольно исполнить решение суда в части предоставления взыскателям жилого помещения без наличия уважительных причин неисполнения. Данные постановления являются незаконными и необоснованными, так как должником своевременно направлены в Министерство строительства Хабаровского края заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для указанных взыскателей, о чем в адрес судебного пристава-исполнителя информация направлена по первому требованию. Министерство, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполнило возложенные на него обязательства. Жилые помещения по заявке Министерства жилищно-коммунального хозяйства края до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти не построены и не приобретены. Решения Центрального районного суда города Хабаровска о предоставлении указанным гражданам жилых помещений не исполняются Министерством по объективным причинам.
Просило признать незаконными и недействительными постановления МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 23.12.2015 N (взыскатель Головня Н.В.), N (взыскатель Зигангараев К.В.) о взыскании исполнительского сбора; уменьшить размер исполнительского сбора по постановлениям МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 23.12.2015 N (взыскатель Головня Н.В.), N (взыскатель Зигангараев К.В.); освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора; приостановить исполнительные производства о взыскании исполнительского сбора до рассмотрения заявления и вступления в силу судебного акта.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 28 января 2016 года в удовлетворении административных исковых требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Судом не исследованы обстоятельства, на которые ссылается министерство в своей жалобе, указанные обстоятельства не оценены судом с точки зрения того, имеют ли они чрезвычайный и непредотвратимый характер, и насколько они находились вне контроля должника, могут ли эти обстоятельства служить основанием для освобождения должника от ответственности за нарушение правил исполнительного производства. Суд также не выяснил, была ли у должника возможность, несмотря на изложенные министерством обстоятельства непреодолимой силы, исполнить исполнительный документ.
В соответствии с Порядком взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр, министерством жилищно-коммунального хозяйства края в министерство строительства Хабаровского края направлены заявки на приобретение жилых помещений для вышеуказанных взыскателей. Процедура приобретения жилого помещения - объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав - является длительной, и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жилые помещения будут предоставлены взыскателям после их приобретения министерством имущественных отношений края.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями только по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края, по принятию решений о предоставлении жилых помещений. Об указанных обстоятельствах судебный пристав-исполнитель уведомлялся министерством неоднократно, в связи с чем требования действующего законодательства министерством не нарушены, виновные действия министерства отсутствуют.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Поскольку явка участвующих в деле лиц не является обязательной и не признана обязательной судом, на основании положений части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, заинтересованных лиц: Зигангараева К.В., Головня Н.В. в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 июня 2015 г., вступившим в законную силу 04.08.2015 г., на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению Зигангараеву К.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 25 мая 2015 г., вступившим в законную силу 01.07.2015 г., на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность по предоставлению Головня Н.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю от 01.09.2015 г. возбуждено исполнительное производство N в отношении министерства ЖКХ Хабаровского края о предоставлении жилья Зигангараеву К.В. Копия указанного постановления получена должником 02.09.2015г. с установлением срока для добровольного исполнения 5 дней, предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району УФССП России по Хабаровскому краю от 03.09.2015 г. возбуждено исполнительное производство N в отношении министерства ЖКХ Хабаровского края о предоставлении жилья Головня Н.В.
Копия указанного постановления получена должником 10.09.2015г. с установлением срока для добровольного исполнения 5 дней, предупреждением о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
23.12.2015 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю в отношении должника министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" (по каждому исполнительному производству) за неисполнение в установленный срок решения суда о предоставлении Головня Н.В., Зигангараеву К.В., как детям-сиротам, жилых помещений, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 12.01.2016 г.
Постановления о взыскании исполнительского сбора получены административным истцом 24.12.2015 г.
Разрешая спор и отказывая министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования исполнительного документа о предоставлении Головня Н.В., Зигангараеву К.В., как сиротам, жилого помещения, заявителем не исполняются, общий срок неисполнения решений составил более шести месяцев со дня вступления указанный судебных актов в законную силу, кроме того, в материалах дела не содержится доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня их вынесения. Обращение должника с заявкой в министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартир, а также отсутствие свободных жилых помещений не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебных решений, в связи с чем судебным приставом-исполнителем правомерно на основании ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вынесены постановления о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в сумме "данные изъяты" по каждому исполнительному производству.
С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч.2 ст.112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
В силу части 3 названной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции РФ).
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащего в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного муниципального учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решений суда отсутствует.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающим заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям - сиротам по итогам аукционов.
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.
В силу Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006 года N 69-пр, министерство является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края в пределах полномочий, определенных настоящим Положением и постановлением Губернатора края от 25 апреля 2006 г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края".
Согласно Постановлению Губернатора Хабаровского края "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края наделено полномочиями по формированию списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края.
В соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01 сентября 2006 года N 136-пр министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в министерство строительства края направляются дополнительные заявки во исполнение вступивших в законную силу решений суда, в том числе на приобщение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Копии заявок на строительство (приобретение) жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края в министерство образования и науки края.
Министерство строительства края в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу закона края о краевом бюджете на очередной год и плановый период доводит до министерства жилищно-коммунального хозяйства края объем бюджетных ассигнований, планируемый на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для граждан отдельных категорий и информирует министерство образования и науки края об объеме бюджетных ассигнований на очередной финансовый год на строительство и приобретение жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных краевым бюджетом.
Согласно представленным министерством жилищно-коммунального хозяйства в судебную коллегию доказательствам, должником во исполнение решений суда 05.06.2015г. в адрес министерства строительства Хабаровского края направлена дополнительная заявка на строительство (приобретение) квартиры, в том числе для Головня Н.В.; 09.10.2015г. министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края издано распоряжение N о включении Зигангараева К.В. в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 05.11.2015 г. в адрес министерства строительства Хабаровского края направлена дополнительная заявка на строительство (приобретение) квартиры, в том числе для Зигангараева К.В.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, судебная коллегия пришла к выводу, что должником в рамках возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебных актов, в частности, в министерство строительства Хабаровского края своевременно направлены заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для вышеуказанных взыскателей, в связи с чем в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в части признания незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора подлежат удовлетворению. Основания для удовлетворения требований об уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства судебная коллегия не усматривает.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора с принятием в данной части нового решения об удовлетворении указанных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 28 января 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства - отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора и в данной части принять новое решение.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 23 декабря 2015 года, вынесенное в рамках исполнительного производства N, возбужденного в пользу взыскателя Головня Н. В..
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о взыскании исполнительского сбора от 23 декабря 2015 года, вынесенное в рамках исполнительного производства N, возбужденного в пользу взыскателя Зигангараева К. В..
В остальной части требований решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Е.П. Иском
Судьи: Е.В. Волошина
О.Ю. Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.