Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Клименко А.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Климашевской Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу главы администрации Тегульдетского сельского поселения Житника В. С. на решение Тегульдетского районного суда Томской области от 22 декабря 2015 года
по делу по иску прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о возложении обязанности организовать в границах поселения теплоснабжение населения в части создания запаса топлива на котельных муниципального образования,
заслушав доклад председательствующего, прокурора Селезневу Е.А., просившей об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы,
установила:
прокурор Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, в котором с учетом уточнений просит обязать администрацию Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области в течение месяца со дня вступления в силу решения суда организовать в границах поселения теплоснабжение населения в части создания на котельной муниципального образования, расположенной по адресу: /__/, запаса твердого топлива - дров, в следующем размере: /__/ куб.м. за минусом объема дров, фактически израсходованного указанной котельной в период с 15.09.2015 по день истечения месяца со дня вступления в силу решения суда; в части создания на котельной муниципального образования расположенной по адресу: /__/, запаса твердого топлива - угля, в следующем размере: 1358 тонн за минусом объема угля, фактически израсходованного указанной котельной в период с 15.09.2015 по день истечения месяца со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование указал, что вопреки требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.03.2009 N 170, на котельных поселения не создан запас топлива для отопительного сезона, в то время как в соответствии с указанными правилами в летний период должен быть произведен завоз твердого топлива в расчете 70 % от потребности в отопительном сезоне.
В судебном заседании заместитель прокурора Тегульдетского района Томской области Фирсов Д.Л. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального унитарного предприятия "Прогресс".
Обжалуемым решением суд исковые требования прокурора Тегульдетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворил.
В апелляционной жалобе глава администрации Тегульдетского сельского поселения Житник В.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что администрацией поселения проводится постоянная работа по формированию запаса топлива к отопительному сезону, однако в силу транспортной отдаленности сельского поселения, объемом финансирования обеспечить запас твердого топлива в объеме 70% от потребности в отопительном сезоне не представляется возможным. Вместе с тем указанная работа в данном направлении обеспечивает бесперебойную работу котельных, опасности нарушения теплоснабжения объектов социальной сферы и жилых помещений не имеется.
Кроме того, судом неверно истолкованы положения закона, устанавливающие пределы полномочий прокурора. Так, в силу ч. 1 ст. 1 Закона РФ "О прокуратуре в Российской Федерации" в предмет прокурорского надзора входит осуществление надзора за исполнением законов, а не подзаконных нормативно-правовых актов, к каковым относятся Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.03.2009 N 170. В связи с чем иск заявлен ненадлежащим лицом.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Тегульдетского сельского поселения, МУП "Прогресс", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В силу ч. 5 указанной статьи, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (п.2.6.10).
В соответствии с п. 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период СО 153-34.08.105-2004, утвержденного Минпромэнерго РФ 25.08.2004, наличие на тепловых электростанциях и котельных, участвующих в электроснабжении объектов социальной сферы и населения, нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива является основным требованием при допуске котельных к эксплуатации в отопительный сезон.
Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 N 4358), эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 1 Закона Томской области от 17.11.2014 N 152-03 "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области", пунктом 4 статьи 4 Устава муниципального образования "Тегульдетское сельское поселение" Тегульдетского района Томской области организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения Тегульдетского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с преамбулой Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, они являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда, их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В соответствии с п.2.6.10 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в частности, наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода, все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Согласно подпункту "а" пункта 2.6.13 указанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
Из представленных в материалы дела доказательств, приведенных и раскрытых в решении, оценка которым дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской, следует, что в результате проведенной проверки готовности муниципальных образований Тегульдетского района к работе в отопительный период 2015-2016 годов, установлено, что котельные "Ромашка" ( /__/), "Больничная" ( /__/), посредством которых осуществляется теплоснабжение жилого фонда, социальных объектов, находятся в муниципальной собственности, для эксплуатации переданы в управление МУП "Прогресс", запас топлива в размере 70 % от требуемого на отопительный период администрацией муниципального образования не обеспечен.
Установив такие обстоятельства, суд правомерно удовлетворил исковые требования, придя к выводу о том, что в границах Тегульдетского сельского поселения имеется опасность вредного воздействия факторов среды обитания на лиц, проживающих в жилых помещениях, отапливаемых указанными котельными, а также - угроза возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования либо посещающих данную территорию, на жизнь, жилище, благоприятную окружающую среду, учитывая климатические условия населенного пункта.
Выводы суда первой инстанции в указанной части мотивированы, сомнений у судебной коллегии не вызывают, в апелляционной жалобе не оспариваются.
Довод апелляционной жалобы о том, что в районе обеспечена бесперебойная работа котельных, опасности нарушения теплоснабжения объектов социальной сферы и жилых помещений не имеется, не может быть принят во внимание, поскольку не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона по обеспечению запаса твердого топлива в границах поселения.
Не состоятелен довод апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий по обращению в суд с настоящим иском, поскольку основан на ошибочном толковании закона.
Так, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть в пределах полномочий, предусмотренных п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, наделяющих прокурора полномочиями по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами местного самоуправления, и полномочиями по предъявлению исков.
Нормы Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не ограничивают полномочия прокурора по реагированию на факты нарушения требований подзаконных нормативно-правовых актов, поскольку такие акты принимаются на основании и во исполнение соответствующих законов, являются частью законодательства.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь п.2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тегульдетского районного суда Томской области от 22 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Тегульдетского сельского поселения Житника В. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.