судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Тельных Г.А. и Маншилиной Е.И.
при секретаре Кацаповой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе истца Харитонова А.Н. и апелляционному представлению прокурора Тербунского района на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 17 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Тербунского района в интересах Харитонова А.Н., к ООО "Жилкомсервис" об обязании списать с лицевого счета Харитонова А.Н. задолженность за оказанные услуги по вызову и утилизации ТБО в размере "данные изъяты" копеек с момента вступления решения суда в законную силу и исковых требований Харитонова А.Н., к ООО "Жилкомсервис - Тербуны" об обязании списать с лицевого счета Харитонова А.Н. задолженность за оказанные услуги по вывозу и утилизации ТБО в размере "данные изъяты" копеек с момента вступления решения суда в законную силу и прекращении в дальнейшем начисление платы за услуги по вывозу и утилизации ТБО до момента заключения договора Харитонова А.Н. с ООО "Жилкомсервис - Тербуны", отказать".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тербунского района Липецкой области в интересах Харитонова А.Н. обратился в суд с иском к ООО "Жилкомсервис - Тербуны" о понуждении к списанию задолженности за услуги по вывозу и утилизации ТБО, ссылаясь на необоснованное начисление ответчиком платы за вывоз ТБО, установленное в ходе проведения прокуратурой проверки по обращению Харитонова А.Н. Проверкой было установлено, что Харитонов А.Н. является собственником жилого дома N "адрес". ООО "Жилкомсервис" ежемесячно начисляет истцу плату за вывоз ТБО в объеме 2 куб. м в месяц. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по вывозу ТБО нельзя отнести к коммунальным услугам, предоставляемым населению, поэтому данные правоотношения должны регулироваться гражданским законодательством. Таким образом, деятельность специализированных организаций по обращению с бытовыми отходами, которые производятся гражданами, проживающими в частных домах, должна осуществляться на основании заключенного между ними договора. Поскольку у потребителя отсутствует обязанность на заключение договора по вывозу ТБО с исполнителем - ООО "Жилкомсервис", то у ответчика отсутствуют полномочия на принудительное заключение с Харитоновым А.Н. указанного договора, а потому оснований для оказания истцу соответствующих услуг и предъявления требований об их оплате у ответчика не имеется. Представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами ответчиком исполнено не было. Также проверкой было установлено, что в период с 2013 года по 2015 года Харитоновым А.Н. самостоятельно осуществлялся вывоз ТБО на полигон ТБО. Просил обязать ответчика списать с лицевого счета Харитонова А.Н. задолженность за оказанные услуги по вывозу и утилизации ТБО в размере "данные изъяты" копеек с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Дмитриев В.Г. уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика списать с лицевого счета Харитонова А.Н. задолженность за оказанные услуги по вывозу и утилизации ТБО в размере "данные изъяты" копеек с момента вступления решения суда в законную силу и прекратить в дальнейшем начисление платы за услуги по вывозу и утилизации ТБО до момента заключения договора Харитоновым А.Н. с ООО "Жилкомсервис - Тербуны".
Истец Харитонов А.Н. предъявил самостоятельные требования о понуждении ООО "Жилкомсервис - Тербуны" произвести списание с его лицевого счета всей задолженности в размере "данные изъяты" копеек, образовавшуюся по состоянию на январь 2016 года, настаивая на том, что в договорных отношениях с ответчиком не состоит, поэтому не пользовался соответствующей услугой и не должен вносить плату за не оказанную услугу.
Представитель ответчика ООО "Жилкомсервис" по доверенности Печерских А.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании иск не признала. Согласно письменных возражений ООО "Жилкомсервис" на законных основаниях с учетом установленных тарифов ежемесячно производило начисление расходов по утилизации ТБО из расчета "данные изъяты" копейки на 1 человека. Харитонов А.Н. не вырабатывал ежемесячную норму по утилизации ТБО, своевременно не предоставлял квитанции об оплате за утилизацию ТБО. При предоставлении истцом квитанций ему произведен перерасчет задолженности с учетом понесенных им расходов. Общая сумма задолженности по оплате за ТБО на основании лицевого счета ООО "Жилкомсервис - Тербуны" N N составляет "данные изъяты" копеек. Договор на вывоз и утилизацию ТБО с Харитоновым А.Н. не заключен.
Представитель третьего лица Управления ЖКХ Липецкой области по доверенности Храбров А.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что с 01 января 2016 года организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО отнесена к функциям управления ЖКХ Липецкой области в связи с установлением новой коммунальной услуги, тогда как период списания задолженности указан 2013-2015г. В настоящее время установлен переходный период новых положений, а потому обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года. При этом согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома будет обязан обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время в Липецкой области оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не выбран.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор Тербунского района просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Харитонов А.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав помощника прокурора Тербунского района Дмитриева В.Г., поддержавшего апелляционное представление, представителя ООО "Жилкомсервис - Тербуны" генерального директора Крыцина А.Н., полагавшего решение суда правильным, проверив материалы дела и доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязанысвоевременнои полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частями 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей до 01 января 2016 года, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов (с 01 января 2016 года на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований).
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155.
Исполнителем услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в с. Тербуны является ООО "Жилкомсервис - Тербуны".
Судом установлено и следует из материалов дела, что Харитонову А.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом N "адрес".
Согласно справке администрации сельского поселения Тербунский сельсовет от 11 февраля 2016 года N N Харитонов А.Н. имеет приусадебный участок и подсобное хозяйство.
Постановлениями Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 25 февраля 2011 года N 7/5, 24 февраля 2012 года N 5/9, 25 декабря 2012 года N 57/13, 21 февраля 2014 года N 7/1 установлены и введены в действие на период с 01 апреля 2014 года по 31 марта 2017 года тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемых ООО "Жилкомсервис" с.Тербуны. В настоящее время применяется тариф для населения 62,70 руб. за 1 куб. м.
Приказом N N от 11 января 2010 года ООО "Жилкомсервис-Тербуны" утверждены тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов для населения в сумме "данные изъяты" руб. за куб.м, а приказом N N от 11 января 2010 года утверждена социальная норма утилизации ТБО в объеме 3,6 куб.м для населения.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и ответчиком не было заключено договора на вывоз и утилизацию ТБО, тем не менее на имя истца ответчиком открыт лицевой счет, производится начисление платы за вывоз и утилизацию ТБО с 2010 г., сведений о более раннем периоде не представлено. Начисление производится на состав семьи 2 человека по тарифу "данные изъяты" руб. в общей сумме "данные изъяты" руб. Таким образом, размер платы определяется в соответствии с установленными тарифами. За период с января 2015 года по январь 2016 года включительно по лицевому счету с абонентским номером N Харитонову А.Н. ООО "Жилкомсервис-Тербуны" была начислена задолженность за вывоз и захоронение ТБО в сумме "данные изъяты" копеек за минусом платы за утилизацию ТБО, осуществленную истцом самовывозом ( "данные изъяты").
В соответствии с гражданским законодательством на публичный договор распространяются общие положения о договорах и сделках. К таким положениям относится и положение о свободе договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), не допускающее понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 613, не содержат положений, обязывающих потребителя (гражданина) заключать договоры на сбор, хранение и вывоз бытовых отходов и мусора с организациями, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или договоры непосредственно со специализированными организациями, тем более - независимо от наличия фактической потребности.
С 1 января 2016 года вступила в силу часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
Согласно части 6 этой же статьи договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По сообщению Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в Липецкой области оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не выбран.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу Федерального закона N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Заключение гражданином, являющимся собственником помещения и (или) земельного участка, договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правовых норм в сфере благоустройства.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определено, что при осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.
При ссылке истца на отсутствие заключенного договора на вывоз и утилизацию ТБО он должен был осуществить самовывоз ТБО на объект размещения отходов.
Харитонов А.Н. представил шесть квитанций за утилизацию ТБО от 15.01.2014 г. (1 куб.м) - "данные изъяты" руб., 03.03.2014 г. (1 куб.м) - "данные изъяты" руб., 05.08.2014 г. ( 2 куб.м) - "данные изъяты" руб., 02.02.2015 г. ( 2 куб.м) - "данные изъяты" руб., 01.04.2015 г. (2 куб.м) =- "данные изъяты" руб. Кроме того, из лицевого счета следует, что перерасчет производился в октябре 2013 года, сентябре и октябре 2014 года, марте 2015 года. Таким образом, по мере представления истцом квитанций о самовывозе, ответчик уменьшал начисленные суммы. Из квитанций следует, что за два месяца до окончания 2014 года истец сдал на утилизацию 5 куб.м бытовых ТБО, что уже превышает социальную норму на 1 человека ( 3,6 куб.м), по состоянию на начало второго квартала 2015 года истец сдал 2 куб.м ТБО, что также превысило социальную годовую норму по ТБО на 1 человека. Следовательно, Харитонов А.Н. нуждается в размещении отходов.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов в иные периоды с 2010 по 2016 г. способами, не нарушающими санитарного законодательства, и неиспользования установленных ответчиком контейнеров, каковыми не являются и показания свидетелей (супруги истца и соседки), допрошенных в суде по ходатайству истца, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что истец в полной мере выполняет требования закона в области обращения с отходами производства и потребления, а также природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства .
Сторонами не оспаривается, что каких-либо требований о взыскании денежных средств за вывоз и утилизацию ТБО в судебном порядке ООО "Жилкомсервис-Тербуны" к истцу не предъявлял, истец не оспаривал правильность расчета начисляемых ответчиком платежей, полагая, что вообще лицевой счет на его имя открыт незаконно.
Оценивая представленные сторонами доказательства, а также вышеприведенные нормы права, судебная коллегия полагает, что поскольку в настоящее время вопрос о взыскании денежных средств за вывоз и утилизацию ТБО с истца не стоит, при установленных обстоятельствах, при отсутствии письменного договора на оказание услуг односторонние действия ответчика по открытию и ведению лицевого счета на имя истца, начисление на этот счет платы за вывоз и утилизацию ТБО сами по себе прав истца на настоящий момент не нарушают.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционных жалобы и представления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 17 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобу истца Харитонова А.Н. и представление прокурора Тербунского района - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.