Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Елиной Т.А.
Середы Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 02 июня 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лошкарева О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что решением "N" от 12 августа 2014 г. ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включен в льготном исчислении период работы с 15 февраля 1988 г. по 10 марта 1988 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения в Саранской городской клинической больнице N4; не включены в специальный стаж период работы с 14 марта 1988 г. по 15 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры физкабинета в санатории - профилактории "Строитель" УЖКХ ТОО "Мордовстрой" (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком "дата" года рождения с 25 октября 1991 г. по 15 декабря 1992 г.), период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком "дата" года рождения с 16 декабря 1992 г. по 15 августа 1994 г.; в специальный и общий стаж не включен период работы с 07 мая 1986 г. по 04 июня 1986 г. в должности постовой медицинской сестры неврологического отделения Республиканской детской больницы. С данным решением не согласилась.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 12 августа 2014 г. в оспариваемой части; обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев период работы с 15 февраля 1988 г. по 10 марта 1988 г. в должности медицинской сестры реанимационного отделения в Саранской городской клинической больнице N4, включить в специальный стаж в календарном исчислении период работы с 14 марта 1988 г. по 15 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры физкабинета в санатории - профилактории "Строитель" УЖКХ ТОО "Мордовстрой" (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком "дата" года рождения с 25 октября 1991 г. по 15 декабря 1992 г.), период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком "дата" года рождения с 16 декабря 1992 г. по 15 августа 1994 г., включить в общий и специальный стаж в календарном исчислении период работы с 07 мая 1986 г. по 04 июня 1986 г. в должности постовой медицинской сестры неврологического отделения Республиканской детской больницы; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 04 августа 2014 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 марта 2016 г. исковые требования Лошкаревой О.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкин В.Г. считал решение суда незаконным, подлежащим отмене, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Льготный порядок исчисления сроков выслуги для среднего медицинского персонала (1 год за 1 год и шесть месяцев) предусмотрен за работу только в конкретных должностях и структурных подразделениях, предусмотренных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в котором работа в качестве медицинской сестры реанимационного отделения не предусмотрена. Оснований для выдачи справки "N" от 30 ноября 2012 г. не имелось и суд не должен был ссылаться не нее. Остальные оспариваемые периоды не могут быть включены в специальный стаж. Так как из-за отсутствия документов невозможно определить статус организации как учреждения здравоохранения. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 г. в специальный стаж не включается. Ввиду отсутствия начисления заработной платы не может быть включен общий и специальный стаж и период работы с 07 мая 1986 г. по 04 июня 1986 г. в должности постовой медицинской сестры неврологического отделения Республиканской детской больницы.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Лошкарева О.А. просила оставить решение суда без изменения, жалобу ответчика без изменения.
В судебное заседание истец Лошкарева О.А., представитель истца Шукшина И.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Республики Мордовия Святкиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 04 августа 2014 г. Лошкарева О.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 12 августа 2014 г. истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 23 года 9 месяцев 11 дней.
В специальный стаж истца засчитаны в календарном исчислении периоды работы, которые истец оспаривает, с 15 февраля 1988 г. по 10 марта 1988 г. в должности медсестры реанимационного отделения в Саранской городской клинической больнице N4, поскольку наименование отделения "реанимационное" не предусмотрено Списком должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781;
в специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 14 марта 1988 г. по 15 декабря 1992 г. в должности медсестры физкабинета в санатории - профилактории "Строитель" УЖКХ ТОО "Мордовстрой" (в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 25 октября 1991 г. по 15 декабря 1992 г.) по тем основаниям, что определить статус организации как учреждения здравоохранения не представляется возможным из-за отсутствия документов; с 16 декабря 1992 г. по 15 августа 1994 г. - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком "дата" года рождения, так как в соответствии с пунктом 21 разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 предусмотрено включение периода в нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 г.;
в специальный и в общий стаж не включен период работы с 07 мая 1986 г. по 04 июня 1986 г., поскольку отсутствуют начисления заработной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности и отмене указанного решения пенсионного органа в части не включения спорных периодов работы истца в общий и специальный стаж, а также в части включения периода работы в должности медсестры реанимационного отделения в Саранской городской клинической больнице N4 в календарном исчислении.
При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как следует из трудовой книжки, истец Лошкарева ( Ж.) О.А. с 11 августа 1982 г. по 02 июня 1986 г. работала в Мордовской республиканской детской больнице в должности постовой медсестры, в период с 15 февраля 1988 г по 11 марта 1988 г. работала в должности медсестры реанимационного отделения в Саранской Городской клинической больнице N4, в период с 15 марта 1988 г. по 16 декабря 1992 г. работала в должности медсестры физкабинета в санатории - профилактории "Строитель" УЖКХ ТОО "Мордовстрой".
Факт работы истца в должности постовой медсестры в Мордовской республиканской детской больнице в период с 11 августа 1982 г. по 04 июня 1986 г. подтвержден также следующими документами: справкой ГБУЗ "Детская республиканская клиническая больница" от 19 июля 2013 г., согласно которой за время работы в указанный период в отпуске без сохранения заработной платы по своей инициативе и по инициативе администрации не была. На курсах повышения квалификации не была. Работала на 1,0 ставку полный рабочий день; архивной справкой "N". Архивной карточкой-справкой за 1986 год подтверждено то обстоятельство, что в период с мая и по день увольнения имело место начисление заработной платы.
Факт работы Лошкаревой О.А. в должности медсестры реанимационного отделения в Саранской Городской клинической больнице N4 в период с 15 февраля 1988 г по 11 марта 1988 г. подтвержден справкой "N" от 30 ноября 2012 г., выданной ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница N4", штатным расписанием медперсонала на 1988 год, где указано, что в Саранской городской клинической больнице N4 предусмотрено отделение анестезиологии и реанимации, в том числе палаты интенсивной терапии.
Факт работы истца в должности медсестры физкабинета в санатории - профилактории "Строитель" УЖКХ ТОО "Мордовстрой" в период с 15 марта 1988 г. по 16 декабря 1992 г. подтвержден приказами "N" от 15 марта 1988 г. и "N" от 16 декабря 1992 г. о приеме на работу и увольнении соответственно, справкой МРО профсоюза работников Строительства и ПСМ от 03 февраля 2010 г.
Согласно выписки из Реестра профсоюзного имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, по состоянию на 01 января 1996 г. следует, что санаторий-профилакторий "Строитель" имел организационно-правовую форму "учреждение".В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовые пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрено, что лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 утвержден Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых право один год работы считать за один год шесть месяцев.
Данным Перечнем предусмотрено наименование структурных подразделений - отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии- реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии и должность среднего медицинского персонала: медицинская сестра.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность зачесть Лошкаревой О.А. в специальный стаж период ее работы в должности медсестры реанимационного отделения в Саранской городской клинической больнице N4 с 15 февраля 1988 г по 10 марта 1988 г. в льготном исчислении - год работы как 1 год и шесть месяцев.
По этим основаниям довод апелляционной жалобы ответчика в данной части подлежит отклонению как необоснованный.
Также не может быть принят во внимание довод апеллятора о невозможности включения в специальный стаж истца остальных оспариваемых периодов работы, в том числе и по тому основанию, что невозможно определить статус организации как учреждения здравоохранения.
Пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. предусматривает при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность охране здоровья населения, включение периодов работы в организациях, относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 03 июня 2004 г. N 11-П, следует, что по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Судом тщательно исследованы и проанализированы имеющиеся в деле доказательства того, что санаторий-профилакторий "Строитель" имел организационно-правовую форму "учреждение", его наименование входит в номенклатуру учреждений здравоохранения; данному обстоятельству дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не соглашаться судебная коллегия не находит.
Является необоснованным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 г. в специальный стаж не включается.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Как следует из материалов дела, у Лошкаревой О.А. "дата" родился сын Л.В.С., и с этого дня ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Приказом "N" от 16 декабря 1992 г. истец была уволена из санатория-профилактория "Строитель" в порядке служебного перевода в Республиканскую больницу восстановительного лечения, где на основании приказа "N" от 16 декабря 1992 г. принята на должность медсестры физиотерапевтического кабинета и ей предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3-х лет с 16 декабря 1992 г. по 25 октября 1994 г. К выполнению должностных обязанностей медицинской сестры по физиотерапии физиотерапевтического отделения Лошкарева О.А. приступила с 16 августа 1994 г.
Поскольку начало отпуска Лошкаревой О.А. по уходу за ребенком имело место до 06 октября 1992 г. (с 25 октября 1991 г.), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в данной части.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что периоды с 25 октября 1991 г. по 15 декабря 1992 г. нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и с 16 декабря 1992 г. по 15 августа 1994 г. нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые проверялись судом первой инстанции и которым дана соответствующая правовая оценка не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 03 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Т.А. Елина
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.