Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Босси Н.А.,
судей: Бучневой О.А., Малининой О.Н.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2016 года гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Оборонинская средняя общеобразовательная школа" об обязании устранить нарушение требований законодательства по профилактике экстремизма и терроризма и в срок до *** года оборудовать здание *** филиала МБОУ "Оборонинская средняя общеобразовательная школа" кнопкой тревожной сигнализации,
по апелляционному представлению прокурора Мордовского района Тамбовской области на решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 12 февраля 2016 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Мордовского района Тамбовской области и администрации МБОУ "Оборонинская СОШ" об о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства по профилактике экстремизма и терроризма и в срок до *** года оборудовать здание *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ", расположенное по адресу: ***, кнопкой тревожной сигнализации. В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Мордовского района проверки соблюдения законодательства по профилактике экстремизма и терроризма в МБОУ "Оборонинская СОШ" ( *** филиал) было установлено,
что руководством названного образовательного учреждения не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно: в здании *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ" отсутствует кнопка тревожной сигнализации, которую для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Администрация Мордовского района выступает учредителем образовательных учреждений района. В связи с тем, что администрация района осуществляет организацию предоставления образования, а также содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений и обустройство прилегающих к ним территорий, ею должны быть обеспечены безопасные условия пребывания детей в данных учреждениях. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 12 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований прокурора Мордовского района Тамбовской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор Мордовского района Тамбовской области
просит решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 12 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Считает решение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Ссылаясь на ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Свод правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (п.6.48), введенных в действие с 01 января 2013г., утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 635/10, автор жалобы указывает на обязательное оборудование кнопкой тревожного вызова полиции указанного образовательного учреждения, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Отсутствие кнопки тревожного вызова полиции в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта.
Указывает, что письмом Рособразования от 16.01.2009 N16-2235/07-02 "О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности" предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий, в числе которых значится установка кнопки тревожной сигнализации. Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование муниципальных образовательных учреждений.
Кроме того, согласно информации, предоставленной начальником МОМВД России "Мордовский" техническая возможность подключения тревожной кнопки в здании *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ" с выводом на ПЦО ОВО имеется. Согласно пояснениям главного специалиста пульта централизованной охраны Мордовского отделения вневедомственной охраны филиала ФГКУ отдела вневедомственной охраны Управления МВД по Тамбовской области, удаленность объекта (в данном случае *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ") не имеет значения, кнопка экстренного вызова полиции работает как сотовая связь.
Довод представителя ответчика администрации Мордовского района Тамбовской области в части незаконности в судебном порядке определения целей, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного значения также является необоснованным.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, антитеррористической защищенности объекта образования.
Считает, что отсутствие в образовательном учреждении кнопки экстренного вызова полиции нарушает права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни, их антитеррористическую защищенность. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", несет образовательное учреждение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора Лесняк Е.Н., поддержавшую апелляционное представление, представителя администрации Мордовского района Тамбовской области Плужникова А.В., возражавшего против удовлетворения представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения по мнению судебной коллегии были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного спора.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы действующего законодательства не содержат указания на обязательное оборудование зданий общеобразовательных учреждений кнопками экстренного вызова полиции и тревожной сигнализации; порядок применения такой меры безопасности как кнопка тревожной сигнализации регулируется ФЗ "О полиции", Приказом МВД России от 07.05.2014 года N410; установка кнопки экстренного вызова повлечет заключение договора на охрану, что приведет к значительным затратам бюджетных средств на не предусмотренные законом мероприятия. При этом суд указал, что в школе организованы меры безопасности и понуждение ответчиков к реализации субъективного права не предусмотрено нормами действующего законодательства.
С данными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно информации МО МВД РФ "Мордовский" от *** года, от *** года, акта обследования от *** года в *** филиале МБОУ "Оборонинская СОШ" внешнее ограждение частично отсутствует, КПП для прохода персонала и автотранспорта отсутствует, видеонаблюдение отсутствует, отсутствует круглосуточная охрана, установленная система "Ревун" выполняет только функции информирования, при включении, о произошедшей чрезвычайной ситуации, при этом данная система не срабатывает в случае незаконного проникновения в образовательное учреждение.
В ходе проведенной прокуратурой Мордовского района проверки установлено,
что в здании *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ" отсутствует кнопка тревожной сигнализации, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Так, приказом N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Уставу МБОУ "Оборонинская СОШ" собственником имущества школы является муниципальное образование Мордовский район, функции учредителя школы так же возложены администрацию Мордовского района Тамбовской области.
Указанные выше положения федерального законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности вопреки выводам суда первой инстанции содержат императивные предписания, а следовательно исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Согласно письмам Мордовского ОВО-филиала ФГКУ ОВО УМВД России по Тамбовской области от *** года и от *** года целесообразность оборудования здания *** филиала МБОУ "Оборонинская СОШ" кнопкой экстренного вызова полиции заключается в повышении уровня безопасности учреждения, предупреждении и пресечении противоправных действий в отношении персонала, учащихся и имущества; возможность оборудования образовательного учреждения стационарной КЭВП имеется.
Учитывая изложенное, заявленные требования прокурора являются обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в соответствии с поданным иском. Поскольку определенный в исковом заявлении срок на момент рассмотрения дела апелляционной инстанции истек, судебное постановление подлежит исполнению с момента его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 12 февраля 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Мордовского района Тамбовской области и администрацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Оборонинская средняя общеобразовательная школа" в срок до *** *** года оборудовать здание *** филиала МБОУ "Оборонинская средняя общеобразовательная школа" кнопкой тревожной сигнализации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.