Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В.и Юровой О.В.,
при секретаре Жуковой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Матвеевой М. В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2016 года, по которому постановлено:
В удовлетворении искового заявления Матвеевой М.
В. к Главному управлению МЧС России по Республике
Марий Эл о признании решения незаконным, возложении обязанности включить истца с составом семьи в списки сотрудников, подлежащих обеспечению по договору социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвеева М.В. обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Республике Марий Эл о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов учета сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления жилых помещений N5 от 27 ноября 2015 года; возложении обязанности на ответчика включить Матвееву М.В. с составом семьи 3 человека в списки сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2013 года признано незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от "дата" (протокол N 15) о снятии Матвеевой М.В. с учета нуждающихся в получении жилой площади. Возложена обязанность на ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в лице Приволжского филиала в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Матвееву М.В. с семьей в составе 3 человек в списке военнослужащих и сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий с "дата". Во исполнение данного решения истец обратилась к ответчику ГУ МЧС России по Республике Марий Эл с заявлением о признании ее с составом семьи 3 человека нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Оспариваемым решением в удовлетворении заявления отказано, поскольку истец уволена с "дата". Истец считает, что имеет право на получение жилья по договору социального найма.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Матвеева М.В. выражает несогласие с решением суда, настаивая на ранее высказанной правовой позиции относительно обязанности ответчика по предоставлению ее семье жилья по договору социального найма.
Выслушав объяснения Матвеевой М.В., ее представителя Добровольской Т.В., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ МЧС России по Республике Марий Эл Бушмановой Т.В., просившей решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из дела видно, что Матвеева М.В. проходила службу в пожарной части " ... "
С "дата" Матвеева М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилых помещений с семьей из трех человек.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике
Марий Эл от "дата" Матвеева М.В. и члены ее семьи были исключены из списка очередников, поскольку при постановке ее на учет были нарушены требования жилищного законодательства.
Считая данное решение незаконным, Матвеева М.В. обратилась с иском в суд. Решением Йошкар-Олинского городского суда от 30 января 2013 года, вступившим в законную силу, Матвеева М.В. восстановлена в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий
с "дата".
"дата" Матвеева М.В. уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "ж" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от "дата".
Во исполнение решения Йошкар-Олинского городского суда
от "дата" ответчиком "дата" было принято решение о включении истца в списки сотрудников ФПС, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями.
Считая данное решение незаконным, Матвеева М.В. обратилась с иском в суд. Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от
"дата", оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от "дата",
в удовлетворении исковых требований Матвеевой М.В. о признании незаконным решения ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", отмене решения, возложении обязанности включить в список отказано.
В силу статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и определен орган, осуществляющий принятие на учет.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статей 49, 51 - 52 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Вместе с тем предоставление жилья на условиях социального найма, сотрудникам ГПС МЧС России после 1 марта 2005 года законодательными актами не установлено.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря
2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 217 от 16 марта 2013 года, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы (п.3).
Из пункта 13 приказа МЧС России от 12 января 2012 N 5 (ред. от 5 июня 2015 года) "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" следует, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудником ФПС. При этом увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Исходя из изложенного, а также того обстоятельства, что Матвеева М.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с "дата", судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилищная комиссия МЧС России уже не была наделена полномочиями по признанию Матвеевой М.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а Матвеева М.В. могла быть обеспечена лишь служебным жильем. Поскольку с "дата" году Матвеева М.В. была уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России, она утратила право на получение служебного жилья.
Доводы апелляционной жалобы Матвеевой М.В. основаны на ошибочном понимании ею норм действующего жилищного законодательства, в связи с чем не могут являться основанием для удовлетворения ее исковых требований и отмены законного и обоснованного решения суда. Доводы апелляционной жалобы также не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения. Вследствие указанного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права, определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения не усматривается.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеевой М. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Клюкина О.В.
Юрова О.В.
Верно.
Судья Верховного Суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.