Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Капкаун Т.И. и Минькиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Военного комиссара Сахалинской области N N от ДД.ММ.ГГГГ о погашении переплаченной пенсии, возложении обязанности устранить препятствия к получению пенсионного обеспечения в установленном размере без ограничений, признании незаконными действий военного комиссариата Сахалинской области по не начислению и не выплате пенсионного обеспечения, возложении на военный комиссариат Сахалинской области обязанности произвести перерасчёт пенсионного обеспечения, выплатить недополученную разницу и производить начисление и выплату пенсионного обеспечения с учетом районного коэффициента - 2,0, установленного для районов Крайнего Севера, встречному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Сахалинской области" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконного получения пенсии, по апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности комиссара Сахалинской области ФИО5 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 сентября 2015 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Военного комиссара Сахалинской области о погашении переплаченной пенсии, возложении обязанности устранить препятствия к получению пенсионного обеспечения в установленном размере без ограничений.
В обоснование требований указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и ему начисляется ежемесячная пенсия. По увольнению в запас постоянно проживает и зарегистрирован в Южно-Курильском районе, где районный коэффициент к начислению пенсии равен 2,0. Однако решением военного комиссара Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт переплаты районного коэффициента в сумме "данные изъяты" и ему предложено возвратить денежные средства в указанном размере. Полагает, что указанное решение является незаконным.
На основании изложенного просил суд признать незаконным решения военного комиссара Сахалинской области N N от ДД.ММ.ГГГГ о погашении переплаченной пенсии, незаконным действий военного комиссариата Сахалинской области по не начислению и не выплате пенсионного обеспечения с августа 2014 года, с учетом районного коэффициента - 2,0, установленного для районов Крайнего Севера, возложить на военный комиссариат Сахалинской области обязанность произвести перерасчет пенсионного обеспечения с августа 2014 года с учетом районного коэффициента - 2,0, установленного для районов Крайнего Севера, выплатить недополученную разницу и производить начисление и выплату пенсионного обеспечения с учетом районного коэффициента - 2,0, установленного для районов Крайнего Севера.
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Сахалинской области" обратилось в суд со встречным иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере "данные изъяты".
В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента 2,0, в связи с регистрацией по месту пребывания по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Впоследствии военной прокуратурой проведена проверка фактического проживания ФИО1 по данному адресу. Согласно акту ответчик по указанному адресу не проживает, а лишь приезжает в командировки. В связи с чем ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно производилась выплата пенсии с учетом районного коэффициента в размере 2,0, вследствие чего государству нанесен ущерб на сумму "данные изъяты".
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 29 сентября 2015 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признаны незаконными действия военного комиссариата Сахалинской области по не начислению и не выплате пенсионного обеспечения с августа 2014 года с учётом районного коэффициента 2,0, установленного для районов Крайнего Севера. Возложена обязанность произвести перерасчет пенсионного обеспечения с августа 2014 года с учетом районного коэффициента 2,0, установленного для районов Крайнего Севера и выплатить недополученную разницу ФИО1 Возложена обязанность производить ФИО1 начисления и выплату пенсионного обеспечения с учетом районного коэффициента 2,0, установленного для районов Крайнего Севера. В удовлетворении требований о признании незаконным решения Военного комиссара Сахалинской области N N от ДД.ММ.ГГГГ о погашении переплаченной пенсии - отказано. В удовлетворении встречного искового заявления Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Сахалинской области" к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконного получения пенсии в размере 163 191 рубль 81 копейка - отказано.
Данное решение обжалует временно исполняющий обязанности комиссара Сахалинской области ФИО5 апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. Считает, что суд первой инстанции не принял во внимание факты, которые дают основания утверждать, что фактически ФИО1 не проживает по адресу временной регистрации и в силу этого не имеет право на выплату районного коэффициента 2,0, а сумма незаконно полученной пенсии с учетом районного коэффициента должна быть возвращена.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Сахалинской области" ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала.
ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Заслушав представителя ответчика по первоначальному иску, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1).
Согласно статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В силу статьи 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1, работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется, в том числе, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Согласно статье 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
При этом назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, к которым относятся и пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, производятся по месту жительства лица, обратившегося за пенсией (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Статьёй 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 предусмотрено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона (часть 1).
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть 7).
Статьёй 48 Закона РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1 определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, регламентировано применение коэффициентов к размерам пенсий.
Согласно части 1 названной статьи пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Данная норма устанавливает общее правило о том, что пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, исчисляются с применением районного коэффициента исключительно на период проживания пенсионеров в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются соответствующие районные коэффициенты.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ноября 2012 года. Пенсия была назначена ему с учётом районного коэффициента в размере 2,0 как лицу, проживающему в "адрес", отнесённого к району Крайнего Севера.
Материалами дела подтверждается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию по месту жительства на постоянной основе по адресу: "адрес" А, "адрес", при этом также имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что факт выезда ответчика из районов Крайнего Севера не нашёл своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия согласна с таким выводом.
Возражая против удовлетворения иска ФИО1 и обосновывая встречные исковые требования, Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Сахалинской области" исходило из того, что истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства, где проживают члены его семьи, и в ходе проведения проверочных мероприятий, проведённых работниками отдела военного комиссариата по "адрес", при выходе по месту временной регистрации ФИО1, установлено, что он там не проживает.
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июня 2011 года N11-П по делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учёта в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Как установлено судом, истец имеет временную регистрацию по месту пребывания в "адрес", сохраняя в то же время регистрацию по месту жительства в городе Южно-Сахалинске. С учётом положений указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации факт наличия у истца постоянной регистрации не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец является работником предприятия, основная деятельность которого связана с частными командировками и разъездами по Сахалинской области, что подтверждается справкой, выданная обществом с ограниченной ответственностью "Вариант" от 20 сентября 2013 года.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО7 и ФИО8, в жилом помещении которых зарегистрирован ФИО1, подтвердили факт его проживания по месту пребывания.
Кроме этого, из представленных открытым акционерным обществом "Аврора" документов усматривается, что ФИО1 неоднократно совершал вылеты в "адрес".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска, признании незаконным действия по не начислению и не выплате пенсии с учётом районного коэффициента - 2.0, и возложении на ответчика обязанность произвести перерасчёт пенсии ФИО1, а также отказу в удовлетворении встречного иска.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, а сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Поводов для такой переоценки не имеется, поскольку выводы суда основаны на правильном применении к спорным отношениям норм материального права, не противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно определилюридически значимые обстоятельства, которым дал соответствующую правовую оценку, основанную на нормах материального права, в полной мере исследовал доказательства в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда не противоречат материалам дела, а потому решение суда является законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу временно исполняющего обязанности комиссара Сахалинской области ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий В.Ю. Доманов
Судьи Т.И. Капкаун
И.В. Минькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.