Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Черемных Н.К.,
судей Бутиной Е.Г. и Сальниковой Н.А.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бодайбо в интересах Канцерова И.С. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо", Министерству образования Иркутской области о взыскании заработной платы и возложении обязанности профинансировать расходы общеобразовательного учреждения на выплату недополученной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" Миряшкиной Л.А. на решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Бодайбо, обращаясь в суд с иском, указал, что Канцеров И.С. работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" (данные изъяты). Размер его заработной платы с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, меньше минимального размера оплаты труда. Работодатель неправомерно производит начисление Канцерову И.С. заработной платы в части исчисления районного коэффициента и северной надбавки, исходя из должностного оклада, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда.
Прокурор просил суд взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Бодайбо" в пользу Канцерова И.С. недоначисленную заработную плату за Дата изъята года - (данные изъяты), обязать Министерство образования Иркутской области профинансировать расходы муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" на выплату недополученной Канцеровым И.С. заработной платы в сумме (данные изъяты)
В судебном заседании помощник прокурора г.Бодайбо Москвитина М.А. исковые требования поддержала.
Истец Канцеров И.С., представители ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо", ответчика Министерства образования Иркутской области, третьего лица Управления образования администрации г.Бодайбо и района в судебное заседание не явились.
Обжалуемым решением иск прокурора г.Бодайбо удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" Миряшкина Л.А. просит решение суда отменить в части взыскания недоначисленной заработной платы и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требования. В обоснование доводов к отмене решения указала, что начисление и выплата заработной платы истцу произведены в пределах средств фонда оплаты труда за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Поскольку судом было отказано в удовлетворении иска в части возложения на Министерство образования Иркутской области обязанности профинансировать расходы на выплату недоначисленной заработной платы, размер минимальной заработной платы за счет средств бюджета области не может быть обеспечен. Нарушения трудовых прав истца отсутствуют, поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца в спорный период превышает минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Бодайбо Москвитина М.А. считает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., выслушав объяснения прокурора Скоробогатовой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 408-ФЗ), с 1 января 2015 года установлен минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации в размере 5965 руб.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Установлено, что Канцеров И.С. с Дата изъята работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" (данные изъяты).
Ему выплачиваются должностной оклад - (данные изъяты), районный коэффициент - 70% и надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 50%. Согласно пункту 7.1 трудового договора стимулирующие выплаты - выплаты, предусмотренные системой оплаты труда работников с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.
Раздел 6 коллективного договора МОУ "СОШ N 1 г.Бодайбо Иркутской области на Дата изъята регулирует правоотношения в сфере оплаты и нормирования труда работников данного образовательного учреждения. Пунктом 6.6 коллективного договора установлено, что компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются сверх минимального размера оплаты труда.
Согласно табелю учета рабочего времени сотрудников указанного образовательного учреждения за период Дата изъята Канцеровым И.С. отработано (данные изъяты).
Приказом от Дата изъята Номер изъят "Об определении стимулирующих выплат" Канцерову И.С. по итогам Дата изъята установлена стимулирующая выплата за период Дата изъята в размере (данные изъяты)
Согласно расчетному листку за Дата изъята Канцерову И.С. было начислено (данные изъяты), из них: (данные изъяты) оклад по дням; (данные изъяты) надтарифный фонд; (данные изъяты) надбавка за особые условия труда; (данные изъяты). районный коэффициент; (данные изъяты) северная надбавка.
С учетом названных выплат начисленная Канцерову И.С. заработная плата при фактически отработанном времени по одной полной ставке с 1 января 2015 года не могла быть менее (МРОТ 5965 рублей + районный коэффициент 70% + северная надбавка 50% + выплата из надтарифного (стимулирующего) фонда 1443 руб. + надбавки за работу во вредных условиях труда 429 руб.) 17017 руб. 70 коп.
При таких обстоятельствах, установив, что фактически выплаченный истцу в Дата изъята размер заработной платы был менее размера минимальной заработной платы и начислялся без учета районного коэффициента и процентной надбавки, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо" в пользу Канцерова И.С. задолженности по заработной плате с учетом фактически отработанных дней за Дата изъята - (данные изъяты)
Разрешая требование прокурора г.Бодайбо к Министерству образования Иркутской области о возложении обязанности профинансировать выплаты заработной платы, суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что согласно уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1 г.Бодайбо" учредителем учреждения является муниципальное образование г.Бодайбо и района. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования г.Бодайбо и района.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета области в этой части является Министерство образования Иркутской области (Положение о Министерстве образования Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установление штатных расписаний, положений об оплате труда, в соответствии с которыми производится утверждение штатных единиц, а также расчет заработной платы работников образовательной организации относится к полномочиям образовательной организации. Порядок и условия установления стимулирующих выплат устанавливаются локальным нормативным актом образовательной организации. Решение об установлении работникам стимулирующих выплат и их размере принимает руководитель образовательной организации с учетом рекомендаций специально созданной комиссии в образовательной организации, с участием представительного органа работников образовательной организации.
Пунктом 3 статьи 7 Положения о Министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, установлено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции, в том числе, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Иркутской области.
Проанализировав положения вышеназванных норм, суд пришел к правильному выводу, что Министерство образования Иркутской области не имеет возможности профинансировать выплату заработной платы конкретному муниципальному учреждению. Указанные субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов, предоставление таких субвенций конкретным муниципальным бюджетным образовательным учреждениям действующим законодательством не предусмотрено.
Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм права, и по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями статей 12, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2015 года, проверенное в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бодайбинского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Бодайбо в интересах Канцерова И.С. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Бодайбо", Министерству образования Иркутской области о взыскании заработной платы и возложении обязанности профинансировать расходы общеобразовательного учреждения на выплату недополученной заработной платы, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.К. Черемных
Судьи Е.Г. Бутина
Н.А. Сальникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.