Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации Смоленского района Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 02 марта 2016 года
по делу по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах Глебовой Т. А., Солодковой Н. И. к МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа N 1" о взыскании недополученной заработной платы и о признании права на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ, с последующим начислением районного коэффициента в размере 15%.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Смоленского района Алтайского края Алтухова Е.Л. обратилась в суд в интересах Глебовой Т.А. и Солодковой Н.И. с данным иском, указывая, что прокуратурой "адрес" по обращению работников МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности учреждения. Установлено, что Солодкова Н.И. работает в МБОУ "Смоленская СОШ ***" с ДД.ММ.ГГ, Глебова Т.А. - с ДД.ММ.ГГ Заработная плата им начисляется с учетом районного коэффициента 15%. В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Определение заработной платы дается в ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Согласно названной статье оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты груда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ). При отсутствии действующего регионального соглашения необходимо руководствоваться минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством. С ДД.ММ.ГГ, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГ N 408-ФЗ минимальный размер оплаты труда составляет "данные изъяты" руб. В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Анализ вышеизложенных норм трудового законодательства свидетельствует о том, что установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда допустимо только при том условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в такой местности оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону. Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов за *** ДД.ММ.ГГ принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15. При таких обстоятельствах начисляемая работникам образовательного учреждения заработная плата не может быть в 2015 году менее "данные изъяты" руб., из расчета ( "данные изъяты".). Проверкой установлено, что в ноябре - декабре 2015 года Глебовой Т.А. и Солодковой Н.И. районный коэффициент в нарушение закона начислялся не на минимальный размер оплаты труда, до которого должна была быть увеличена заработная плата работника, а был включен в размер МРОТ, что является недопустимым. "адрес" в МБОУ "Смоленская СОШ ***" вносились представления об устранении нарушений трудового законодательства ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ. По результатам рассмотрения требования о перерасчеты заработной платы были удовлетворены, вместе с тем, нарушения допущены снова. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Указанное заявление может быть подано прокурором, если основанием для его подачи явилось обращение граждан о защите, в том числе, нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) правоотношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Принимая во внимание, что нарушены трудовые права заявителей, прокурором принято решение обратиться в суд с указанным иском. Просил суд взыскать с МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" "адрес" Алтайского края недополученную заработную плату в пользу: Глебовой Т.А. в размере - "данные изъяты" руб.; Солодковой Н.И. в размере - "данные изъяты" руб. и обязать ответчика начислять заработную плату с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 15% на начисленную заработную плату.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 02 марта 2016 года исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края удовлетворены.
Взыскана с МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" "адрес" Алтайского края недополученная заработная плата за ноябрь 2015 года в пользу Глебовой Т. А. в размере "данные изъяты"; за ноябрь и декабрь 2015 г. в пользу Солодковой Н. И. в размере "данные изъяты".
На МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" "адрес" Алтайского края возложена обязанность начислять заработную плату с ДД.ММ.ГГ Солодковой Н. И. и Глебовой Т. А. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда, с последующим начислением районного коэффициента в размере 15 % на начисленную заработную плату.
Взыскана с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" в доход бюджета муниципального образования "Смоленский район Алтайского края" государственная пошлина в размере "данные изъяты".
В апелляционной жалобе третье лицо администрация Смоленского района Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что поскольку Алтайский край не является районом Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, следовательно, на него ст. 315 ТК РФ не распространяется, поэтому вывод суда о необходимости оплаты труда истцов по правилам об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере, по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, является ошибочным. Полагает, что вывод суда о том, что заработная плата работника должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент, необоснован, поскольку не имеет нормативно-правового обоснования и противоречит положениям ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Кроме того, полагает, что решение суда подлежит отмене также в связи с принятием решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, так как судом необоснованно не привлечен в качестве третьего лица комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политики, поскольку в соответствии с Законом Алтайского края "Об образовании в Алтайском крае" к полномочиям администрации Алтайского края относится финансовое обеспечение деятельности краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, поэтому выплата заработной платы в МБОУ "Смоленская СОШ N1" осуществляется за счет средств бюджета Алтайского края распорядителем которого является указанный выше комитет, следовательно принятое решение суда затрагивает интересы комитета, так как на исполнение решения комитет вынужден будет выделить дополнительные денежные средства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле Гричанова М.С. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, однако, работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере, т.е. с начислением районного коэффициента.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 408-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в сумме 5 965 рублей в месяц.
Из содержания ст. 148 ТК РФ следует, что недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В данной связи, суд сделал правильный вывод, что иное толкование ст.ст. 129, 133, 146, 148, 315 ТК РФ в их взаимосвязи привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что противоречило бы законодательно закрепленным принципам социальной справедливости и равной оплаты за равный труд.
С учетом изложенного является правильным вывод суда, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего на нее должен быть начислен районный коэффициент.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" в Алтайском крае установлен районный коэффициент 1,15.
Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы, заключенным между "адрес"вым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом МБОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***", утвержденным Постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, учреждение является юридическим лицом, учредителем является орган местного самоуправления - "адрес" Алтайского края.
Солодкова Н.И. приказом *** от ДД.ММ.ГГ принята на работу в МОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" уборщиком служебных помещений с оплатой 1 ставки (л.д. 10). Согласно п. 7 трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Солодковой Н.И. работнику устанавливается должностной оклад (размер тарифной ставки в месяц) в размере "данные изъяты" руб. (л.д. 11).
Приказом *** от ДД.ММ.ГГ Глебова Т. А. принята на работу в МОУ "Смоленская средняя общеобразовательная школа ***" гардеробщиком с оплатой 1 ставки гардеробщика (л.д. 9).
Согласно п. 7 трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Глебовой Т.А. работнику устанавливается должностной оклад (размер тарифной ставки в месяц) "данные изъяты"
За спорный период при отработанной норме рабочего времени истцы выполнила нормы труда, что подтверждается расчетными ведомостями за ноябрь, декабрь 2015 года. Ответчиком указанное обстоятельство не оспаривается.
Таким образом, исходя из положений приведенных норм права, Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае, заработная плата в Алтайском крае с учетом районного коэффициента должна составлять не менее "данные изъяты" ( "данные изъяты" - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством + "данные изъяты" - районный коэффициент 15%) в месяц, выплата которой должна производиться за счет средств соответствующего бюджета, предусмотренных на оплату труда работников.
Размер заработной платы истцов, как установлено судом, с учетом процентных надбавок и районного коэффициента Глебовой Т.А. за ноябрь 2015 г. составляет "данные изъяты" рублей, Солодковой Н.И. за ноябрь 2015 г., декабрь 2015 г. по "данные изъяты" рублей, что подтверждается расчетными ведомостями
Следовательно, недоплата Глебовой Т.А. составила "данные изъяты" руб., Солодковой Н.И. в размере "данные изъяты" руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начисление заработной платы истцам происходит с нарушением действующего законодательства, в связи с чем правомерно удовлетворил требования прокурора о взыскании недоначисленной заработной платы, а также возложении обязанности начислять заработную плату истцам не ниже установленного МРОТ в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1, 15 на начисленную заработную плату.
С учетом изложенного выше, довод жалобы об ошибочности вывода суда о том, что заработная плата работника должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент, подлежит отклонению как несостоятельный.
Довод ответчика о том, что статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации к местностям с особыми климатическими условиями, в отношении которых применяется начисление районных коэффициентов, отнесены только районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, является несостоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.
На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями. В данном случае, применение районных коэффициентов предусмотрено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года N 325/24 и Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", которое в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению, как не противоречащее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Доводы жалобы о не привлечении к участию в деле комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку вынесенным решением не затрагиваются его интересы.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом того, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам в решении дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 02 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица администрации Смоленского района Алтайского края - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.