Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Главное управление жилищным фондом" К. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Л. N 16000045 от 21 января 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 11 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Главное управление жилищным фондом",
установил:
постановлениемзаместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Л. N 16000045 от 21 января 2016 года ООО "Главное управление жилищным фондом"(далее ООО "ГУЖФ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы защитникаООО "ГУЖФ" Р. на указанное постановление решением судьи Ленинского районного суда г.Кирова от 11.04.2016 постановление должностного лица от 21.01.2016 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник К. просит решение судьи и постановление о назначении административного наказания отменить. В обоснование жалобы указал, что между ООО "ГУЖФ" и ООО " "данные изъяты"" заключен договор комплексного содержания многоквартирных домов N 06-07-02/0039/2015 от 30.10.2015, согласно которому организация сбора, вывоза твердых коммунальных отходов, осуществление уборки земельных участков, входящих в состав общего имущества МКД возложена на ООО " "данные изъяты"". Согласно ст. ст. 162-164 ЖК РФ и ч. 2 ст. 18 Федерального закона N 189-ФЗ объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за содержание многоквартирных домов. Таким лицом является управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со ст. 162 ЖК РФ на условия, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако в случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором, что нашло свое отражение в письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14. Довод о том, что жилые дома в N военном городке не включены в договор с ООО " "данные изъяты"" комплексного обслуживания, не может быть принят во внимание, так как договором предусмотрено комплексное содержание всех МКД, управление которыми осуществляет ООО "ГУЖФ". Считает, что ООО "ГУЖФ" не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8. 2 КоАП РФ, привлечению к ответственности подлежит ООО " "данные изъяты"".
Военный прокурор Кировского гарнизона в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил жалобу оставить без удовлетворения, решение судьи без изменения.
Защитник ООО "ГУЖФ" Анисимова В.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области Золотарева М.В. доводы жалобы не поддержала, просила постановление о назначении административного наказания и решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1998 N 4690-88, применяющихся с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно п. 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерациипри управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела следует, что вблизи домов N и N по "адрес" расположена площадка для сбора твердых бытовых отходов (мусора). При осмотре 9.11.2015 указанной площадки и прилегающей к ней территории выявлено, что на ней имеется 5 мусоросборников, которые плотно закрывающимися крышками не оборудованы. Мусоросборники переполнены, имеется накопление валом отходов производства и потребления.
Из-за несвоевременного опорожнения мусоросборников и вывоза мусора, происходит его складирование вне мусоросборников, что приводит к захламлению территории вблизи мусоросборников. Из-за несвоевременной уборки мусора земляной покров загрязнен отходами.
Из объяснений жильцов домов N и N по "адрес" следует, что мусоросборники не опорожнялись, а мусор не вывозился более 7 дней, что привело к переполнению мусоросборников и складированию мусора вне мусорных контейнеров.
Согласно п.п. 1.1 и 1.9 Уставу организации, а так же свидетельству о государственной регистрации серии 77 N 016981282, ООО "ГУЖФ" является юридическим лицом и расположено по, адресу: "адрес".
27.07.2015 между Министерством обороны Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" заключен договор N 2-УЖФ-05 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ.
В соответствии с п.п. 2.1 и 2.2 управляющая компания ООО "ГУЖФ" приняло на себя обязательство по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащему оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилого фонда по адресам, упомянутым в перечне жилого фонда, а так же осуществление иной направленной на достижение целей управления жилищным фондом деятельности.
Согласно приложению N 1 дополнительного соглашения N 1 к Договору, в управление и обслуживание ООО "ГУЖФ" переданы жилые многоквартирные дома N, N по "адрес".
Пунктом 2.5.5 Договора и приложением N 2-5 к нему закреплен перечень услуг, которые должна выполнять управляющая компания - ООО "ГУЖФ" в целях обеспечения надлежащего исполнения договорных обязательств.
В соответствии с п.п. 2.1.2.3 и 2.1.4 Перечня услуг по содержанию и ремонту объектов жилого фонда, переданного в управление управляющей организации, ООО "ГУЖФ" обязано производить вывоз твердых бытовых отходов дезинсекцию и дератизацию.
Согласно п. 3.2.1 управляющая компания вправе самостоятельно определять способ и порядок выполнения своих обязательств по Договору.
В соответствии с п. 3.1.1 управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в жилом фонде в соответствии с условиями Договора и законодательством РФ с наибольшей выгодой в интересах Заказчика в соответствии с целями, указанными в пунктах 2.1 и 2.2 Договора, а так же в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Таким образом, 09.11.2015 юридическое лицо - ООО "ГУЖФ", расположенное по адресу: "адрес", стр. 3, будучи ответственное за обслуживание содержание жилых домов по адресу: "адрес", дома N и N, нарушило экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения управляющей организацией ООО "ГУЖФ" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Довод жалобы о виновности в совершении правонарушения ООО "Компонент" не может быть принят во внимание в рамках настоящего дела об административном правонарушении, поскольку предметом рассмотрения в данном случае является вопрос о виновности ООО "ГУЖФ" в нарушении санитарных норм и правил.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление и решение по делу об административном правонарушении не могут содержать выводов о виновности лиц, в отношении которых производство по делу об административном правонарушении не ведется, поскольку это означало бы выход за пределы установленного статьей 26.1 названного Кодекса предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
Более того, невыполнение или ненадлежащее выполнение подрядчиком своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает Управляющую компанию, являющуюся заказчиком, определяющим объем работ для подрядной организации, оплачивающим заказ и осуществляющим контроль, - от административной ответственности за нарушение установленных правил.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Л. N 16000045 от 21 января 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "ГУЖФ" К. - без удовлетворения.
Судья А.В. Мосеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.