Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи
Рогозина К.В.,
Судей
Хмарук Н.С.,
Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рогозина К.В., гражданское дело по апелляционной (с дополнением) жалобе Бондаренко ФИО11 на решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года по иску Бондаренко ФИО10 к МВД по Республике Крым, ГУ - УПФ Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым, УФСИН по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю о восстановлении права на получение пенсии, возложении обязанности произвести расчет и выплату недоплаченной пенсии, произвести выплату начисленной, но невыплаченной трудовой пенсии, передать и принять пенсионное дело для осуществления последующего пенсионного обеспечения,
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко М.И. обратился в суд с указанным иском и, уточнив свои требования, просил: восстановить с 01.01.2015 года его право на получение пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.2014 года N525 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы" исходя из уровня пенсионного обеспечения при назначении пенсии в 1996 году, а именно: 100% денежного довольствия по единственно соответствующей занимаемой при выходе на пенсию должности начальника управления ФСИН по Республике Крым, специальному званию подполковник внутренней службы и 30% надбавки за выслугу лет; возложить на МВД по Республике Крым обязанность произвести расчет (с учетом индексации) и выплату ему недоплаченной пенсии, образовавшейся в результате неправильного применения действующего законодательства при исчислении пенсии по российским стандартам; возложить на УПФ РФ в г.Симферополе обязанность произвести выплату начисленной ему, но невыплаченной трудовой пенсии с даты достижения им общепенсионного возраста N года); возложить на МВД по Республике Крым обязанность после выплаты недоплаченной ему пенсии передать, а управление ФСИН по Республике Крым - принять его пенсионное дело для осуществления последующего пенсионного обеспечения.
В обоснование доводов иска Бондаренко М.И. сослался на то, что в декабре ДД.ММ.ГГГГ года он был уволен с должности начальника отдела по исполнению наказаний ГУ МВД Украины в Крыму. Указывает, что поскольку его пенсионное обеспечение с 1 января 2015 года осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1, начисленная ему пенсия подлежит пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Названные требования основаны на том, что Указом Президента РФ от 28.07.1998 года N904 уголовно-исполнительная система МВД Российской Федерации с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, передана в ведение Министерства юстиции РФ. Приказом Минюста России N1 от 17.01.2005 года постановлено считать сотрудников учреждений и органов исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации проходящими службу в ФСИН.
На неоднократные обращения истца в МВД по Республике Крым Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым и УФСИН по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю с заявлением о переводе на пенсионное обеспечение из MBД России в ФСИН России, он получил отказ.
Считает, что, поскольку уголовно-исполнительная система была передана из МВД России в ведение Минюста России (ФСИН России), то и перерасчет пенсий должен производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 года N 1022 "Об окладах месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы". Таким образом, пенсия, назначенная ему как лицу, уволенному из органов уголовно-исполнительной системы, подлежит пересмотру при увеличении денежного довольствия действующих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Кроме того, указывает, что из-за неправильного расчета размера пенсии по российским стандартам пенсионным отделом МВД фактически получаемая им пенсия превышает расчетную, что также явилось основанием для отказа в выплате рассчитанной страховой (трудовой) пенсии в размере 1 623,72 руб. и проведении ежегодной индексации.
Решением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, Бондаренко М.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по настоящему делу новое решение, которым его требования удовлетворить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что, по мнению заявителя, судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. В частности указывает на то, что при назначении ему пенсии необоснованно не были применены положения Ташкентского соглашения от 15.05.1992 года, считает, что пенсия должна быть назначена ему в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 года N4468-1. Остальные доводы жалобы по существу сводятся к мотивам, изложенным в иске, с учётом уточнений.
Заслушав судью-докладчика, объяснения сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Бондаренко В.И. проходил службу в органах МВД СССР и Украины.
ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности начальника отдела по исполнению наказаний Главного управления МВД Украины в Крыму приказом заместителя министра-начальника ГУ МВД Украины в Крыму от ДД.ММ.ГГГГ N л/с, с календарной выслугой "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней, в льготном исчислении - 22 года 7 месяцев 29 дней.
Пенсионным органом МВД Украины в Крыму ему была назначена пенсия по линии МВД, которую он получал до момента передачи всех пенсионных дел пенсионеров силовых структур в Пенсионный Фонд Украины. Указом Президента Украины от 12.03.1999 года N248/99 Государственный Департамент Украины по вопросам исполнения наказаний был выведен из состава МВД Украины. На момент увольнения Бондаренко М.И. являлся сотрудником органов внутренних дел и после увольнения оставался пенсионером МВД.
В соответствии со ст. 6 и ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов ? Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 01.01.2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее ? Закон N 208- ФЗ) устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
Согласно статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации.
Части 3, 6, 7 статьи 11 Закона N6-ФКЗ предусматривают, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
Федеральным законом от 01.12.2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц: являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01 января 2015 года, и членов их семей; проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ N 398-Ф3 пенсионное обеспечение граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 1 января 2015 года осуществляется МВД Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск МВД Украины, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, МЧС Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, и членов их семей.
Вместе с тем, пунктом 3 ст.2 ФЗ N398-Ф3 установлено, что пенсионное обеспечение граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, в отношении сотрудников, уволенных из Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, и членов их семей, осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, Бондаренко М.И. был уволен со службы из органов МВД Украины, с ДД.ММ.ГГГГ года получал пенсию, назначенную по линии МВД, следовательно, осуществление его пенсионного обеспечения МВД по Республике Крым соответствует действующему законодательству.
С 01.01.2015 года пенсионное обеспечение сотрудников, уволенных со службы из органов внутренних дел Украины, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1.
Согласно ч.1 ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Размер денежного довольствия для расчета пенсии Бондаренко М.И. как начальнику отдела (самостоятельного) ГУ МВД России составил "данные изъяты" руб. (должностной оклад - "данные изъяты",00 руб.; оклад по званию - "данные изъяты"00 руб.; 25% надбавка за выслугу лет ( "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца "данные изъяты" дней) - "данные изъяты",00 руб.).
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с "данные изъяты" 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента ( статья 43 Закона РФ N4468-1).
На 01.01.2015 года сумма, принимаемая для исчисления пенсии за выслугу лет, составляла 62,12% от размера денежного довольствия, то есть составила "данные изъяты" руб. Размер пенсии Бондаренко М.И. с 01.01.2015 года составил "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты"%).
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении обязанности на МВД по Республике Крым произвести перерасчет и выплату недоплаченной пенсии, а также передать пенсионное дело в Управление ФСИН по Республике Крым для осуществления последующего пенсионного обеспечения, обоснованно были отклонены судом первой инстанции, как такие, что не основаны на законе.
Согласно ответу за подписью заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республике Крым ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ NБ-2759-01/2786, направленному в адрес Бондаренко М.И., с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Российской Федерации истцу назначена страховая часть пенсии по старости в размере "данные изъяты" руб.
В соответствие с п.2 ст. 3 ФЗ N398-Ф3, если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия подлежит выплате в сохраненном, более высоком размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что с 01.01.2015 года Бондаренко М.И. получает пенсию в сохраненном и более высоком размере - "данные изъяты" руб., что превышает общую сумму начисленных ему по законодательству Российской Федерации пенсий (за выслугу лет, страховая пенсии по старости), суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на УПФ РФ в г.Симферополе обязанности произвести выплату истцу начисленной, но невыплаченной трудовой пенсии.
Ссылку апеллянта на необоснованное неприменение судом положений Ташкентского соглашения от 15.05.1992 года судебная коллегия считает необоснованной, поскольку отношения по назначению и перерасчёту пенсий пенсионеров силовых структур, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым и являющихся по состоянию на 31.12.2014 года получателями пенсий в Пенсионном Фонде Республики Крым регулируются специальным ФЗ от 01.12.2014 года N398-ФЗ
С учетом вышеизложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Согласно ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондаренко ФИО12 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: Рогозин К.В.
Судьи: Хмарук Н.С.
Синани А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.