Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Лобовой Л.В.,
и судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.
при секретаре Ф.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе С.Х.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года, которым постановлено.
В удовлетворении иска С.Х.М. - отказать в полном объеме.
установила:
Истец С.Х.М. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, Управлению Центрального военного округа, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, обязании выдать соответствующее удостоверение, указав в обоснование заявленных требований, что в период с сентября по ноябрь 1992 г., с февраля 1993 г. по май 1995 г. и с августа по декабрь 1997 г. выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республики Таджикистан в составе 149 мотострелкового полка (войсковая часть полевая почта 11507) 201 мотострелковой дивизии. Данные обстоятельства подтверждаются записями в личном деле в графе 13 послужного списка, сведениями из архива, из которых следует, что в приказах командира войсковой части полевая почта 11507 имеются сведения о выплате в указанные периоды денежного содержания в двойном размере, о льготном исчислении выслуги лет, а также о том, что личный состав войсковой части принимал участие и привлекался к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. Однако, в выдаче удостоверения ветерана боевых действий истцу было отказано, данный отказ считает незаконным.
В судебное заседание истец С.Х.М., представитель Управления Центрального военного округа, представитель Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителей указанных ответчиков.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Фукс М.И. в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержала доводы письменных возражений.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого как незаконного, просит С.Х.М. по доводам апелляционной жалобы.
Истец С.Х.М., представитель ответчика представитель Управления Центрального военного округа, представитель Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей Управления Центрального военного округа, представитель Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения возражения представителя ответчика Минобороны России - Койляка А.А., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.Х.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в войсковой части пп 11507 с 05 декабря 1990 г. по 31 мая 1995 г. и с 18 августа 1997 г. по 21 октября 2002 г., дислоцирующейся на территории Республики Таджикистан в зоне чрезвычайного положения, что подтверждается справкой войсковой части пп 01162 от 14 мая 2013 г.
Из архивной справки от 26 февраля 2013 г. следует, что С.Х.М. проходил службу на территории Республики Таджикистан, ему исчислялась выслуга в льготном исчислении, был установлен двойной оклад.
Согласно протокола N 83 от 28.09.1998 г заседания аттестационной комиссии воинской части 11507 С.Х.М. представлен к награде Министерства обороны РФ медалью "За укрепление боевого содружества", имеет медаль "За отличие в военной службе" III степени, которой награжден в 1996 году.
Заключением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 17 июля 2013 г. С.Х.М. было отказано в выдачи удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях. При этом, из данного заключения следует, что вместе с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, С.Х.М. на рассмотрение комиссии были представлены копия военного билета ГД N 0486098, копия представления к награде МО РФ медалью "За укрепление боевого содружества", копия послужного списка, копия справок в/ч пп 01162 от 23 января 2013 г. N199, от 14 мая 2013 г. N1738, копия справки ЦАМО РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований исходя из следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 г. N 307-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 г. N 2288, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Пунктом 9 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР. Для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11.10.2000 г. N 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии С.Х.М. в боевых действиях в Республике Таджикистан как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время не имеется. Представленные в отношении С.Х.М. документы не содержат сведений о его участии в боевых действиях, в них имеется информация о прохождении истцом военной службы и выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 г, с февраля 1993 г по май 1995 г, с августа по декабрь 1997 г.
То обстоятельство, что С.Х.М. находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
В апелляционной жалобе истец указывает на неправильное применение судом норм материального права и оценку доказательств.
Указанные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку не опровергают выводы суда об отсутствии у истца доказательств, соответствующих требованиям ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ об относимости, допустимости и достаточности доказательств для вывода об участии истца в боевых действиях в спорный период, поскольку сам по себе факт несения боевой службы не свидетельствует об участии в боевых действиях.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, а нарушений норм процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы истца не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Х.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.