Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ОАО "Российские железные дороги" О. А.В. на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 14 января 2016 года, которым постановление N *** по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора по Центральному федеральному округу А. Г.М. от 04.12.2015 года о привлечении юридического лица ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба защитника ОАО "Российские железные дороги" Смирновой И.В., без удовлетворения,
установил:
Постановлением N *** от 04.12.2015 года, вынесенным старшим государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу А. Г.М., ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в том, что юридическим лицом не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления и ОАО "РЖД" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.
Решением судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 14 января 2016 года названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ОАО "Российские железные дороги" О. А.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в обоснование которой указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ОАО "Российские железные дороги" извещен о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседании защитник ОАО "Российские железные дороги" О. А.В. явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие законного представителя юридического лица.
Прокурор Самойлова М.С. в суде дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении заявленных в жалобе требований.
Изучив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании защитника ОАО "Российские железные дороги" О. А.В., заключение прокурора С. М.С., оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 998 г. N 89-ФЗ) на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50.
Из названного Порядка следует, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что в период с *** 2015 г. в 15 час. 00 мин. в ходе проведения Северной транспортной прокуратурой плановой выездной проверки исполнения и соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства выявлено, что в мотовагонном депо Крюково-структурного подразделения Октябрьской дирекции мотовагонного подвижного состава - структурного подразделения Центральной дирекции мотовагонного подвижного состава филиала ОАО "РЖД", расположенном по адресу: г. Москва, ***, стр. 1, в нарушение требований ст.ст.1,11,12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно хранило отходы в т.ч. осадок (шлам флотационный очистки (ФККО 7 23 301 01039 3), всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (ФККО 4 06 350 01 31 3), отходы минеральных масел компрессионных (ФККО 4 06 166 01 31 3), отходы минеральных масел индустриальных (ФККО 4 06 130 01 31 3), отходы буксола, утратившего потребительские свойства), относящиеся ко 2-4 классу опасности на открытой площадке сроком более 4-хмесяцев ( с 01.09.2014 по 23.09.2015). Действующий договор на вывоз нефтесодержащих отходов в ТЧ-6 отсутствует. Накопление отходов осуществляется с сентября 2014 по день проведения проверки, что является нарушением ст.1 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Действия ОАО "Российские железные дороги" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО "РЖД" подтверждаются следующими доказательствами: постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.11.2015 г.; актом проверки исполнения требований природоохранного законодательства от 23.09.2015 г.; фотоматериалами;
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ОАО "РЖД" в его совершении.
Довод жалобы об отсутствии вины ОАО "РЖД" в совершении вмененного ему правонарушения, поскольку нарушение юридическим лицом требований законодательства в сфере экологических и санитарно-эпидемиологические требования произошло по причинам, на зависящим от действий юридического лица, нахожу необоснованным.
Ссылки защитника ОАО "РЖД" на технические ошибки, из-за которых не состоялись аукционы по заключению договоров на вывоз нефтесодержащих отходов в ТЧ-6, а также на то, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в сфере экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являются несостоятельными, поскольку у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что Обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона о вывозе нефтесодержащих отходов в установленные сроки с сентября 2014 по день проведения проверки, в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, действия ОАО "РЖД" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ОАО "РЖД" в совершении вмененного административного правонарушения.
Доводы заявителя о несоразмерности и чрезмерной суровости назначенного юридическому лицу наказания судом признаются необоснованными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении ОАО "РЖД" наказания в виде штрафа суд, основываясь на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность, пришел к правильному выводу о возможности применения такой меры наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Административное наказание назначено ОАО "РЖД" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу А. Г.М. от 04 декабря 2015 г. N***, решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 14 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские Железные Дороги", оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "РЖД" О. А.В., - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.