Судья Московского городского суда Д.В. Гришин,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника *** Л.Э. на решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 11 марта 2016 года, которым
постановление *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по охране природы - начальника отдела экологического контроля СВАО и ВАО *** А.Н. от 2 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "***", ОГРН: ***, ИНН: ***, юридический адрес: г. ***.
установил:
2 ноября 2015 года заместителем главного государственного инспектора города Москвы по охране природы - начальником отдела экологического контроля СВАО и ВАО *** А.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, согласно которому ООО "***" за нарушение требований ст.ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" и п.п. 9.1, 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утверждённых постановлением правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП, привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 11 марта 2016 года указанное постановление должностного лица изменено: исключено указание на совершение ООО "***" нарушения положений п. 9.1 постановления правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника *** Л.Э. - без удовлетворения.
Защитник *** Л.Э. обратилась в Московский городской суд с жалобой на указанные акты, в которой ставит вопрос об их отмене, ссылается на незаконность и необоснованность вынесенного судом решения.
Законный представитель ООО "***" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён.
Принимая во внимание положения, установленные ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО "***", извещённого о времени и месте судебного заседания.
Защитник по доверенности *** Л.Э. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Прокурор *** О.Н. в судебное заседание явилась, против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника и прокурора, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что решение суда является законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2015 года в 16 час. 15 мин. по адресу: г***, в ходе обследования объекта недвижимости (земельного участка) должностными лицами Бутырской межрайонной прокуратуры г. Москвы выявлено нарушение ООО "***" правил содержания зелёных насаждений, а именно:
- находящееся в зоне осуществления ООО "***" производственных работ зелёное насаждение - дерево диаметром 8см не огорожено надлежащим образом защитными щитами (коробами), не устроен деревянный настил, вплотную к стволу прислонены строительные материалы (железные ограждения синего цвета), указанные ограждения также располагаются непосредственно на корневой системе дерева;
- находящееся в находящееся в зоне осуществления ООО "***" производственных работ зелёное насаждение - дерево диаметром 5см не огорожено надлежащим образом защитными щитами (коробами), не устроен деревянный настил, в 3-х см от корневой системы дерева допущено очаговое захламление пластиковыми бутылками, полиэтиленом, в 20 см от ствола дерева допущено складирование строительных материалов (бетонных блоков).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы административным правонарушением признаётся нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения.
В соответствии со ст. 7 Закона города Москвы "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны:
- обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях;
- возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается:
- повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона;
- разбивать огороды без соответствующего разрешения;
- разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку;
- проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями;
- складирование различных грузов, в том числе строительных материалов;
- ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка";
- производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
В силу п. 9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утверждённых постановлением правительства Москвы от 10.09.2002 г. N 743-ПП, при производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны:
- согласовывать с правообладателем земельного участка территории зеленого фонда города Москвы начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня;
- ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м;
- при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола;
- выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1,5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви;
- при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев;
- не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2,5 м от дерева и 1,5 м от кустарников. Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников;
- подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев;
- работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1,5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы;
- сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий.
Вопреки утверждениям об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ООО "***", вина ООО "***" в совершении административного правонарушения полностью подтверждена представленными в дело доказательствами: постановлением заместителя Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы советника юстиции Юсупова Н.Р. от 10 августа 2015 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы, в отношение ООО "***"; справкой комиссии по результатам проверки от 29 июня 2015 года; договором подряда N *** от 8 мая 2014 года на выполнение ремонтных работ (рамочный) с приложениями, заключённым между ООО "***" и ООО "***"; фототаблицей; рапортом старшего помощника Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы *** Е.Г. от 28 июля 2015 года; показаниями свидетеля *** Е.Г., согласно которым ею и старшим помощником Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы *** Е.В. проводился мониторинг поднадзорной территории, в ходе которого по адресу: ***, был выявлен факт нарушения организацией, проводящей ремонтные работы по указанному адресу, требований экологического законодательства. Она (*** Е.Г.) составила по этому поводу рапорт, в котором указала о необходимости проведения проверки по данному факту, этот рапорт был подан 1-му заместителю Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы *** А.А., который согласился с необходимостью проведения проверки и поставил на рапорте соответствующую резолюцию. После этого, 29 июля 2015 года, во исполнение указания прокурора, она (*** Е.Г.) и *** Е.В. на основании положений приказа Генпрокуратуры РФ N195 от 07.12.2007 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" провели проверку в форме обследования территории по адресу: ***, в ходе которой было установлено, что по адресу: *** (сквер возле жилых домов) велись земляные ремонтные работы, которые производило ООО "***" согласно вывешенному на ограждении стенду. Зеленое насаждение, находящееся в зоне производства работ, - дерево диаметром 8 см - не было огорожено надлежащим образом, вплотную к его стволу были прислонены железные ограждения синего цвета, указанные ограждения располагались непосредственно на корневой системе дерева, зеленое насаждение, находящееся в зоне производства работ, - дерево диаметром 5 см - не было огорожено надлежащим образом, в 3 см от корневой системы дерева допущено очаговое захламление пластиковыми бутылками и полиэтиленом, в 20 см от ствола этого дерева были складированы бетонные блоки. Диаметр деревьев они измеряли при помощи рулетки. Выявленные нарушения были зафиксированы в справке по результатам проверки, а так же путём фотосъёмки на ее (*** Е.Г.) личный мобильный телефон "Айфон 6". Впоследствии справка по результатам проведения проверки и сделанные фотоснимки были переданы руководству прокуратуры, а в дальнейшем работу по этим материалам проводила помощник прокурора Старик. С сотрудниками ООО "***", насколько она (*** Е,Г.) помнит, она и *** Е.В. не контактировали, однако контактировать с сотрудниками ООО "***" необходимости не было, поскольку проверка проводилась не в отношении конкретной организации, а в отношении территории. Адрес, по которому были выявлены нарушения, - г. *** - был определен на основании публичной кадастровой карты и на основании привязки к близлежащему жилому дому; показаниями свидетеля *** Е.В., согласно которым ею и старшим помощником Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы *** Е.Г. проводился мониторинг поднадзорной территории, в ходе которого по адресу: *** был выявлен факт нарушения организацией, проводящей ремонтные работы по указанному адресу, требований природоохранного законодательства. *** Е.Г. составила по этому поводу рапорт, в котором указала о необходимости проведения проверки по данному факту, 1-й заместитель Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы *** А.А. согласился с необходимостью проведения проверки и поставил на рапорте соответствующую резолюцию. После этого, 29 июля 2015 года, во исполнение указания прокурора, она (*** Е.В.) и *** Е.Г. на основании положений приказа Генпрокуратуры РФ N195 от 07.12.2007 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" провели проверку в форме обследования территории по адресу: ***, в ходе которой выявили нарушения требований природоохранного законодательства, которые были зафиксированы в справке по результатам проведения проверки, которая была подписана ею (*** Е.В.) и *** Е.Г., сведения, изложенные в которой, она (*** Е.В.) полностью подтверждает. Так же выявленные нарушения были зафиксированы путем фотосъемки на мобильный телефон. Впоследствии справка по результатам проведения проверки и сделанные фотоснимки были переданы руководству прокуратуры. Контактировали ли они (*** Е.В. и *** Е.Г.) с сотрудниками ООО "***" - она (***Е.В.) не помнит. Диаметр деревьев она (**** Е.В.) и *** Е.Г. измеряли при помощи рулетки. Адрес, по которому были выявлены нарушения, - *** - был определён на основании публичной кадастровой карты и путём привязки к находящемуся по близости жилому дому; выпиской из ЕГРЮЛ.
Довод о том, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено не *** А.Н., а иным лицом, является несостоятельным, поскольку опровергается показаниями самого *** А.Н., допрошенного судьёй районного суда в качестве свидетеля и предупреждённого об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Довод жалобы о том, что ООО "***" не осуществляло никаких видов работ, входящих в понятие "содержание зелёных насаждений", не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения, поскольку основан на неправильном толковании заявителем норм действующего природоохранного законодательства.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства указанного выше административного правонарушения. Действия ООО "***" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы.
Оспариваемое постановление должностного лица и решение судьи по настоящему делу соответствуют требованиям КоАП РФ, не усматривается каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановлений должностного лица.
Иные изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО "***" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 11 марта 2016 года и постановление *** заместителя главного государственного инспектора города Москвы по охране природы - начальника отдела экологического контроля СВАО и ВАО *** А.Н. от 2 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "***" оставить без изменения, жалобу защитника *** Л.Э. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.