судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Андрейченко А.А., Козуб Е.В.
при секретаре: Кондратовой Е.В.
при участии:
административного истца Торопова Ю.Н.,
представителя административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Торопова Ю.Н. к Военному комиссариату г. Севастополя, по апелляционной жалобе Торопова Ю.Н. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Торопов Ю.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий Военного комиссариата г. Севастополя по отказу в оформлении удостоверения ветерана боевых действий и прекращении ежемесячных выплат с 01.01.2015 года как ветерану боевых действий незаконными, признании за ним права на получение звания "Ветеран боевых действий", понуждении Военного комиссариата г. Севастополя произвести перерасчет и начисление Торопову Ю.Н. мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий с 01.01.2015 года.
В обоснование заявления указывает, что на основании архивной справки Центрального военно-морского архива от 12.02.1993 года, в которой содержатся сведения о его нахождении с 08.10.1968 года по декабрь 1968 года на территории Объединенной Арабской Республики (Египет) и участии в боевых действиях был отнесен к числу участников боевых действий. 07.05.1993 года в соответствии с действовавшим на тот момент порядком, установленным Министерством Обороны СССР ему было выдано бессрочное свидетельство серии N о праве на льготы. С 01.01.2015 года ему перестали выплачивать ежемесячную денежную выплату как ветерану боевых действий. Военным комиссариатом ему отказано в оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Считает действия отказа незаконными, так как свидетельство о праве на льготы ему было выдано в установленном порядке компетентным органом на основании документов, признававшимися подтверждающими факт участия в боевых действиях.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2016 года в удовлетворении административного иска Торопова Ю.Н. к Военному комиссариату г. Севастополя о признании действий по отказу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконными, обязании Военному комиссариату г. Севастополя признать право на получение звания "Ветеран боевых действий", произвести перерасчет и начисление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов боевых действий с 01.01.2015 года по настоящее время, - отказано.
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании истец апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Апелляционным рассмотрением установлено, что с 1993 года по 1 января 2015 года истец пользовался льготами как участник боевых действий. С 1 января 2015 г. предоставление истцу льгот было прекращено.
23 января 2015 г. административный истец обратился в Военный комиссариат с заявлением о замене прежнего свидетельства о праве на льготы на удостоверение ветерана боевых действий российского образца.
31 марта 2015 г. Комиссией Южного Военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий было принято решение об отказе в выдаче административному истцу удостоверения ветерана боевых действий на основании отсутствия документов, подтверждающих его непосредствее участие в боевых действиях.
16 июля 2015 г. административный ответчиком был направлен запрос в Филиал Центрального архива МО РФ (Архив Военно-Морского флота) о подтверждении сведений о непосредственном участии административного истца в боевых действиях.
Из Архива Военно-Морского флота был получен ответ о том, что сведений о непосредственном участии административного истца в боевых действиях не имеется.
10 октября 2015 г. административным истец обратился к административному ответчику с заявлением о разъяснении причин отказа в замене удостоверения участника боевых действий.
30 октября 2015 г. административным ответчиком был дан ответ административному истцу об отсутствии оснований для такой замены.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий и решений административного ответчика, истец же обоснованность своих требований не доказал.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, указывая следующее.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с частями 1, 2 статьи 2 которого, реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством РФ (ч.2).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Пунктом 2, подпунктом "г" п. 4 указанных Правил определено, что замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, представивших, в частности, документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством РФ для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Согласно п. 1 ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 421-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются гражданам из числа: участников боевых действий на территориях других стран - военнослужащих Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности Союза ССР, лиц рядового, начальствующего состава и военнослужащих Министерства внутренних дел Союза ССР (включая военных, технических специалистов и советников), которые по решению Правительства Союза ССР проходили службу в государствах, где в этот период велись боевые действия, и принимали участие в боевых действиях.
Пунктом 9 "Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в ВС РФ", для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий к обращению приобщаются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.
Из системного анализа указанных законоположений и обстоятельств усматривается, что для замены удостоверения участника боевых действий, выданного органами государственной власти Украины на удостоверение ветерана боевых действий РФ, необходимо предоставить документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, определенных ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 421-ФЗ, то есть документ, подтверждающий непосредственное участие в боевых действиях.
Такие документы административным истцом ответчику представлены не были.
Касательно доводов истца о том, что выданное ему свидетельство о праве на льготы, выдано на бланке единого образца, утвержденного до 1 января 1992 г. и в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. N59-27, следовательно, в силу статьи 28 ФЗ "О ветеранах", он имеет право на получение таких льгот по указанному свидетельству, судебная коллегия отмечает следующее.
Статьей 28 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки является удостоверение (свидетельство) ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, основанием возникновения права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом является наделение гражданина уполномоченным государственным органом определенным статусом, в том числе ветерана боевых действий, путем выдачи соответствующего удостоверения.
Между тем, свидетельство было выдано истцу только 17.05.1993 года, то есть после 1 января 1991 года, что исключает применение положений ст. 28 ФЗ "О ветеранах", поскольку положения данной нормы регламентируют получение мер социальной поддержки исходя не из формы самого бланка свидетельства, а даты возникновения права на социальные меры поддержки, то есть даты выдачи удостоверения (свидетельства) - до 1 января 1991 г.
Несостоятельной является ссылка истца на положения статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", поскольку документы, подтверждающие право на получение социальных выплат не представлено, а удостоверение (свидетельство) участника боевых действий таковым не является.
На основании изложенного коллегия судей приходит к выводу о том, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Торопова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.