Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Долгополовой Ю.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 01 августа 2016 года апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 20 мая 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Администрации муниципального образования "Александровское" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о признании права муниципальной собственности на невостребованные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N
прекращено право собственности на земельные доли, принадлежавшие Л, Х, Г, С, общей площадью 19,12 га, в праве общей долевой собственности на землю с разрешенным использованием "сельскохозяйственное использование" с кадастровым N, находящегося по адресу: "адрес" на территории муниципального образования "Александровское" Можгинского района Удмуртской Республики.
Признано право муниципальной собственности муниципального образования "Александровское" Можгинского района Удмуртской Республики на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на землю с разрешенным использованием "сельскохозяйственное использование" с кадастровым N, находящуюся по адресу: "адрес" принадлежавшие: Л на основании свидетельства на право собственности на землю N, регистрационная запись N от 04 марта 1996 года, размер доли 4,78 га; Х на основании постановления Главы Администрации Можгинского района Удмуртской Республики N от 28 октября 1994 года, размер доли 4,78 га; Г на основании постановления Главы Администрации Можгинского района Удмуртской Республики N от 28 октября 1994 года, размер доли 4,78 га; С на основании свидетельства на право собственности на землю N, выданного 19 апреля 1996 года, размер доли 4,78 га.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "Александровское" (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее по тексту - ответчик, ТУ Росимущества в УР) о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя свои требования тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ N 86 от 29.12.1991 года "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства РФ N 708 от 04.09.1992 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Главой администрации Можгинского района было вынесено Постановление N 269 от 28 октября 1994 года "Об утверждении решения собраний коллективов хозяйств о передаче земельных долей в собственность граждан" в соответствии с которым в долевую собственность граждан по колхозу "Трактор" бесплатно предоставлено 415 земельных долей, в том числе Л, Х, Г, С Во исполнение пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией муниципального образования "Александровское" были составлены списки лиц и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, которые опубликованы в газете "Можгинские вести", размещены на официальном сайте МО "Александровское" в сети "Интернет", на информационных щитах МО "Александровское" 30 июня 2015 года. С момента публикации до 02 октября 2015 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных долей. Такие возражения также должны были приниматься от собственников на общем собрании участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, которое должно было состояться 02 октября 2015 года. В виду того, что собрание не состоялось Совет депутатов МО "Александровское" 21 декабря 2015 года утвердил указанный список. Истец просил признать право муниципальной собственности МО "Александровское" на невостребованные земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, принадлежавшие умершим Л, Х, Г, С, у которых отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.
В судебном заседании представитель истца Б, исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебное заседание ответчик ТУ Росимущества в УР, третье лицо СПК Колхоз "Трактор" не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц и постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ТУ "Росимущества в УР" просит решение суда отменить, полагая, что ответ нотариуса не является безусловным доказательством отсутствия наследников, ответчик надлежащим образом не уведомлял об открытии наследства и что на территории муниципального образования имеются участки с признаками выморочного имущества, в связи с чем, ответчик не имел возможности зарегистрировать право собственности на землю и распорядиться данными участками по своему усмотрению, что Российская Федерация не поименована в списке лиц, имеющих права на земельный участок, вывод суда о не востребованности земли является необоснованным.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах её доводов, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Л, Х, Г и С являлись собственниками земельной доли в праве общей долевой собственности на землю с разрешенным использованием "сельскохозяйственное использование" с кадастровым номером N, находящихся по адресу: "адрес" Л на основании свидетельства на право собственности на землю N, регистрационная запись N от 04 марта 1996 года, размер доли 4,78 га; Х на основании постановления Главы Администрации Можгинского района Удмуртской Республики N от 28 октября 1994 года, размер доли 4,78 га; Г на основании постановления Главы Администрации Можгинского района Удмуртской Республики N от 28 октября 1994 года, размер доли 4,78 га; С на основании свидетельства на право собственности на землю N выданного 19 апреля 1996 года, размер доли 4,78 га;
Г умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти N от 23.09.2014 года.
Согласно справке, выданной Администрацией Сарапульского психоневрологического интерната 26 января 2015 года, Г, ДД.ММ.ГГГГ, с 07 февраля 1994 года по день смерти проживала в интернате.
Из ответов нотариусов нотариального округа г.Сарапула наследственного дела после смерти Г по состоянию на 07 февраля 2015 года не зарегистрировано.
Л ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о смерти N от 24.12.2015 года.
Согласно справке, выданной Администрацией МО "Александровское" N6 от 18 апреля 2016 года на момент смерти Л совместно с ней никто не проживал.
Из ответов нотариусов нотариального округа Можгинского района УР и г.Можги следует, что наследники с заявлением о принятии наследства после смерти Л не обращались.
Х умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о смерти N171 от 24.12.2015 года.
Из ответов нотариусов нотариального округа Можгинского района УР и г.Можги следует, что наследники с заявлением о принятии наследства после смерти Х не обращались.
Согласно справке, выданной Администрацией МО "Александровское" N6 от 18 апреля 2016 года на момент смерти Х совместно с ним никто не проживал.
С умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти N от 27.06.2012 года.
Из ответа нотариуса нотариального округа Голышмановского района Тюменской области Д от 28 января 205 года следует, что наследники С, ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о принятии наследства не обращались.
Согласно справке, выданной Администрацией МО "Голышманово" N104 от 15 января 2015 года на момент смерти С совместно с ним по адресу: "адрес" проживали: К, М. У, У, которые умершему родственниками не приходятся.
В течение трех и более лет подряд собственники земельной доли не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящегося в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Права на земельные доли за собственниками не зарегистрированы в ЕГРП, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14 апреля, 18июля, 19 августа 2014 года. Спорные земельные доли в уставной капитал СПК колхоз "Трактор" не вносились и в аренду не сдавались, что подтверждается справкой, выданной 28 марта 2016 года председателем правления СПК колхоз "Трактор".
Порядок признания земельных долей невостребованными истцом был соблюден, что подтверждается копиями газеты "Можгинские вести" от 30 июня и 18 августа 2015 года, где были опубликованы списки невостребованных земельных долей и информационное сообщение о проведении общего собрания собственников земельных долей, расположенных на территории СПК колхоз "Трактор" МО "Александровское" Можгинского района, а также решение Совета депутатов МО "Александровское" от 21 декабря 2015 года об утверждении списка невостребованных земельных долей в связи с несостоявшимся общим собранием, за N31.5.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался п.2 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N101-Ф, согласно которой невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанные выводы суда судебная коллегия полагает верными, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом по правилам статей 56, 67 ГПК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п. 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г.N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. 4 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Администрации Муниципального образования "Александровское" в отношении принадлежавших Л, Х,, Г, С земельных долей, поскольку истцом указанные земельные доли обоснованно признаны невостребованными с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанных невостребованных земельных долей нарушены не были.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N432, п. 4.1.4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, утвержденного приказом Росимущества N 63 от 5 марта 2009 года, п.п. 5 и 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Как следует из представленных в дело доказательств, до принятия Администрацией МО "Александровское" решения об утверждении списка невостребованных земельных долей Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в УР мер по оформлению права государственной собственности на спорные земельные доли не принимала. ТУ Росимущества в УР после опубликования Администрацией МО "Александровское" списков невостребованных земельных долей и до принятия решения об утверждении списка невостребованных земельных долей своих возражений относительно включения спорных земельных долей в указанный список не представило, о своих правах на данные земельные доли не заявило. Отсутствие возражений относительно включения спорных земельных долей в список невостребованных земельных долей послужило основанием для признания этой доли невостребованной. При этом в силу п. 7 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной данные доли признаются с даты утверждения списка долей.
Судебной коллегией отклоняются доводы ТУ Росимущества в УР о том, что оно не имело возможности заявить о своих правах на спорные земельные доли, поскольку узнало о ней только после получения искового заявления. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО "Александровское" соблюден.
Этот порядок, вопреки утверждению ТУ Росимущества в УР, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети "Интернет" списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Данные обстоятельства при соблюдении Администрацией МО "Александровское" порядка признания земельной доли невостребованной являются основаниями для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на нее.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи Ю.В. Долгополова
А.А. Рогозин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.