Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.Р. Гаянова, А.В. Мелихова,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Шамсутдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Степанова В.Н. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:
Иск Степанова В.Н. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани включить в стаж работы Степанова В.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах периоды работы с 01.10.2015 года по 10.12.2015 года, с 17.12.2015 года по 20.01.2016 в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в МУП города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие ... ".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения В.Н. Степанова и его представителя В.Л. Калмыкова, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Н. Степанов обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан (далее - УПФР), из которого следует, что решением УПФР от 04.02.2016 ... ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, как водителю автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Отказ мотивирован недостаточностью требуемого стажа 20 лет. По решению УПФР на дату обращения стаж истца для досрочной пенсии составлял 18 лет 2 месяца 5 дней. Истец считает решение УПФР незаконным.
Истец просил признать незаконным решение УПФР ... от 04.02.2016 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости: период работ с 25.04.1986 по 31.10.1987 в качестве водителя 2 класса в Казанской автоколонне ... , период работы с 14.03.1982 по 03.01.1983 в качестве водителя автобуса в Казанском пассажирском АТП ... ; признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости с 21.01.2016.
В судебном заседании представитель истца исковые требования увеличил, просил также помимо требований изложенных ранее обязать ответчика включить в специальный стаж истца период работы с 01.10.2015 года по 20.01.2016 в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в МУП города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие ... ", уточненные исковые требования поддержал.
Представитель УПФР в суд не явился, извещен. В суд представлен отзыв, из которого следует, что ответчик иск не признает.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе В.Н. Степанов просит решение суда отменить в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 25.04.1986 - 31.10.1987 в качестве водителя 2 класса в Казанской автоколонне ... , и принять решение о включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию. В обоснование жалобы указано, что Согласно архивной справке В.Н. Степанов приказом ... /л от 10.04.1986 года был принят на постоянную работу водителем 2 класса IV отряда в Автоколонну ... , с 17.04.1986 со стажировкой 5 раб. дней на линии. С 01.03.1988 Казанская автоколонна ... переименована в Казанское пассажирское автотранспортное предприятие ... Согласно архивной справке МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие ... " неоднократно переименовывалось, однако характер деятельности предприятия не изменялся, должностные обязанности истца, характер его работы оставался прежним. За 1935-2006 годы: "Учредителем МУП г. Казани "ПАТП ... " был Комитет по управлению имуществом администрации г. Казани. Оно осуществляло деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в городских пассажирских автотранспортных перевозках, обеспечения регулярной и безопасной перевозки пассажиров в городских условиях с наибольшими удобствами". В соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 016 от 27.08.1986, наименования профессий водитель до 01.01.1996 указывались без уточнения на регулярные городские пассажирские маршруты. В силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" N 2294-1 от 06.02.1992 (утратил силу с принятием Закона N 173-Ф3), ст. 12 Закона была дополнена п. "к" следующего содержания: на назначении пенсии мужчинам по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в ст. 10 Закона". С указанного периода профессия водитель была переименована на "водитель автобусов всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах". В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004, в силу статей 4 часть 2 и 15 часть 1 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ), то есть при ухудшении положения прав граждан на досрочную пенсию закон не должен иметь обратной силы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель В.Л, Калмыков апелляционную жалобу поддержали по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель УПФР в суд апелляционной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что В.Н. Степанов имеет специальный стаж работы как лицо, осуществлявшее трудовую деятельность в качестве водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах. Решением УПФР от 04.02.2016 ... истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, за которой истец обратился 21.01.2016 в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Отказ мотивирован недостаточностью требуемого стажа 20 лет.
По решению УПФР на дату обращения стаж истца для досрочной пенсии составлял 18 лет 2 месяца 5 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены следующие периоды:
Периоды стажировок и 3 дня ГМП с 17.04.1986 по 24.04.1986 во время работы в Казанской автоколонне ... , с 19.05.1997 по 21.05.1997 во время работы в Казанском коммунальном унитарном пассажирском автотранспортном предприятии ... , так как стажировка включает в себя самостоятельное управление автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.
Периоды нахождения в административном отпуске с 01.01.2003 по 08.01.2003, с 01.01.2004 по 05.01.2004, с 01.01.2008 по 12.01.2008, с 01.01.2009 по 14.01.2009, с 27.02.2011 по 04.03.2011, с 25.02.2013 по 01.03.2013, 23.06.2013 в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в МУП города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие ... ", с 01.01.2006 по 03.01.2006, с 09.04.2007 по 14.04.2007 в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в ООО " "данные изъяты"" на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в соответствии с п.10 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400 - ФЗ от 28.12.2013.
Период работы с 25.04.1986 по 31.10 1987 в качестве водителя 2 класса в Казанской автоколонне ... , так как документально не подтверждается основное условие для досрочного назначения пенсии, в соответствии с п. 10 ч.1 ст.30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013, а именно занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Период работы с 01.10.2015 по 20.01.2016 в качестве водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов в МУП города Казани "Пассажирское автотранспортное предприятие ... ", поскольку данные периоды не подтверждены выпиской индивидуального лицевого счета застрахованного лица специальным кодом работы (27-10), согласно ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28.12.2013 стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Данные периоды будут учтены после подачи индивидуальных сведений со специальным кодом.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 25.04.1986 по 31.10.1987 не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку не представлено доказательств работы истца в качестве водителя автобуса именно на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный период истец работал водителем автобуса только на регулярных городских пассажирских маршрутах, не могут в данном случае повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Письмом Минтранса Российской Федерации от 02.07.1992 N 13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 01.06.1992 N 1-2110-15), в котором указано, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
Занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основания их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).
Такие доказательства суду не представлены. При этом, не были представлены и косвенные доказательства, такие, например, которые позволяют сделать вывод о том, что Казанская автоколонна ... осуществляла перевозки в спорный период только на регулярных городских пассажирских маршрутах (акты местных органов власти и др.).
Доводы истца и его представителя об отсутствии вины истца в том, что не сохранились соответствующие документы, подтверждающие работу истца в спорный период на регулярных городских пассажирских маршрутах не являются основанием для вынесения иного решения суда. Поскольку назначение досрочной страховой пенсии осуществляется только на основании документов подтверждающих право на такую пенсию.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для включения периода работы с 25.04.1986 по 31.10.1987 в специальный стаж истца, является правильным.
Решение суда в остальной части сторонами не обжаловалось, является законным и обоснованным.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела и анализе законодательства, им дана правильная правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда. Суд установилимеющие значение обстоятельства на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех предусмотренных законом доказательств, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова В.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.