Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р.,
судей Мочаловой Ю.Р., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета города Казани и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани" на решение Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года, которым постановлено:
административное исковое удовлетворить.
Обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани предоставить в Управление Росреестра по Республике Татарстан сведения для регистрации права оперативного управления на здание, расположенное по адресу: "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приволжского района города Казани в интересах муниципального образования обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани об обязании предоставить сведения для регистрации права оперативного управления на нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения гражданского и бюджетного законодательства Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани.
Проверка использования муниципального имущества показала, что в соответствии с договором оперативного управления от 9 марта 2011 года N 1/17, заключенным с КЗИО ИК МО города Казани за администрацией закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения в здании, расположенные по адресу: "адрес". Однако в нарушение закона ответчиком права на указанные объекты не зарегистрированы.
Определением суда от 15 октября 2015 года вышеуказанное дело объединено в одно производство с делами по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района города Казани в интересах муниципального образования к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани об обязании предоставить сведения для регистрации права оперативного управления на здание, расположенное по адресу: "адрес", и нежилые помещения N ... в здании, расположенном по адресу: "адрес".
В суде первой инстанции административный истец уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани предоставить в Управление Росреестра по Республике Татарстан сведения для регистрации права оперативного управления на здание, расположенное по адресу: "адрес".
Представитель административного ответчика - Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани, одновременно представляющий интересы заинтересованного лица - ИК МО города Казани ФИО5, с административным иском не согласился.
Представитель заинтересованного лица - КЗИО ИК МО города Казани в суд не явился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет города Казани и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани" выражают несогласие с решением суда, ссылаясь на то, что прокурор, обращаясь с административным иском в интересах муниципального образования города Казани, превысил возложенные на него Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации права. По приведенному основанию полагает решение суда подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы были надлежаще извещены, не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании части 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как усматривается из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, 9 марта 2011 года между КЗИО ИК МО города Казани и Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани заключен договор оперативного управления N 1/17.
Согласно указанного выше договора, КЗИО ИК МО города Казани закрепляет, а Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани принимает на праве оперативного управления муниципальное имущество: здания и сооружения согласно приложениям N N 1, 2 и иное имущество.
Прокуратурой Приволжского района города Казани проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани.
В результате проверки выявлено, что за Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани на основании вышеуказанного договора на праве оперативного управления закреплено следующее имущество: административное здание по улице "адрес", не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 октября 2015 года ...
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В частях 1, 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" говорится, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечисляет порядок, согласно которому проводится государственная регистрация прав:
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Исходя из смысла вышеприведенных положений закона, для осуществления государственной регистрации права оперативного управления Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани необходимо обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации права, а также представить необходимые сведения.
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской думы от 29 декабря 2010 года N 38-3, администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
Учредителем Администрации является муниципальное образование город Казань в лице представительного органа муниципального образования города Казани - Казанской городской Думы (далее - Казанская городская Дума).
В соответствии с частью статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что не предоставление Администрацией Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани сведений для регистрации права оперативного управления на здание по улице "адрес", нарушает законные интересы муниципального образования в отношении муниципального имущества.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие регистрации права оперативного управления на данное здание свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается и приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Довод апелляционной жалобы о том, что подданное административное исковое заявление в интересах муниципального образования является неправомерным, судебной коллегией отклоняется в силу изложенного выше.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда и отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 13 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета города Казани и МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.