Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В., судей Гулевой Г.В., Нибараковой С.Г., при секретаре судебного заседания Шепуревой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Новодвинск" Царёва М.В. на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20 мая 2016 г., которым постановлено:
"исковые требования Верченко Н.Ю. в защиту Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации муниципального образования "Город Новодвинск" о возложении обязанности обеспечить ребенка местом в муниципальной дошкольной образовательной организации удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Новодвинск" обеспечить Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории муниципального образования "Город Новодвинск.".
Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Верченко Н.Ю. обратилась в суд в защиту несовершеннолетней Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском к администрации муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - администрация МО "Город Новодвинск) о возложении обязанности обеспечить ребенка местом в муниципальной дошкольной образовательной организации. В обоснование требований указала, что ее ребенок состоит в очереди на предоставление места в дошкольном учреждении, однако до настоящего времени не обеспечена им, что является нарушением прав несовершеннолетнего на доступное бесплатное дошкольное образование.
В представленном в материалы дела отзыве представитель ответчика требования не признал. Полагал, что правовых оснований для возложения на администрацию обязанностей по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему не имеется. В настоящее время количество групп в действующих муниципальных дошкольных образовательных организациях недостаточно для обеспечения ими всех нуждающихся. Превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных организациях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима их работы. Само по себе наличие очереди на получение мест в муниципальные дошкольные образовательные организации нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО "Город Новодвинск". В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене указанного решения ввиду неправильного применения судом норм материального права. Представитель ответчика полагает, что к участию в деле в качестве соответчика должно быть привлечено Министерство образования и науки Архангельской области, к полномочиям которого относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. В МО "Город Новодвинск" в детских дошкольных учреждениях количество групп требуемой возрастной категории явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся; переполненность групп детьми приведет к нарушению санитарных норм и условий образовательного процесса, к нарушению условий лицензии, и, как следствие, применению установленных законом санкций к учреждению вплоть до административного приостановления деятельности. Внеочередное обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетней дочери истца в отсутствие подтвержденного права на это будет противоречить порядку приема детей в образовательные учреждения и нарушать права других детей, родители которых обратились с заявлением ранее.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.Судом первой инстанции установлено, что Верченко Н.Ю. приходится матерью Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Заявление о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Верченко Н.Ю. зарегистрировано администрацией МО "Город Новодвинск" ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени решение о предоставлении места в дошкольной образовательной организации не принято.
В силу пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное положение закреплено в статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Следовательно, при достижении несовершеннолетними установленного законом возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 13 части 1 статьи 29 Устава МО "Город Новодвинск" администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере создания условий для организации и функционирования муниципальных учреждений образования, культуры и искусства.
Постановлением администрации МО "Город Новодвинск" от 31 марта 2013 г. N 408 с последующими изменениями и дополнениями утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений МО "Город Новодвинск", реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Как следует из материалов дела, Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем администрация МО "Город Новодвинск" обязанности по обеспечению ребенка местом в детском дошкольном учреждении не исполняет, чем нарушает конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на администрацию муниципального образования "Город Новодвинск" обязанность обеспечить Т. местом в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории муниципального образования "Город Новодвинск"
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в дошкольные образовательные учреждения, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО "Город Новодвинск" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их.
Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В связи с изложенным судебная коллегия считает несостоятельным довод подателя жалобы и о том, что внеочередное обеспечение малолетней Т. местом в дошкольном учреждении повлечет нарушение прав других детей, состоящих в очереди, поскольку реализация права может быть ограничена только законом, который администрацией МО "Город Новодвинск" соблюден не был.
Всем остальным доводам апелляционной жалобы администрации МО "Город Новодвинск" судом первой инстанции дана правильная оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуальных норм не допущено, и судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования "Город Новодвинск" Царёва М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Г.В. Гулева
С.Г. Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.