Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей областного суда Малкова А.И., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 февраля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Васякина А.Н., мнение представителя администрации г.Бузулука Слис М.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Администрация МО "город Бузулук" Оренбургской области обратилась в суд с исковыми заявлениями к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что решениями Бузулукского районного суда Оренбургской области от (дата), (дата), (дата), (дата) и (дата) удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Сайфетдиновой А.Ю., Гончар А.А., Маликовой Е.В., Кулешова А.С., Тряховой М.Н. соответственно об обязании администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области предоставить вышеуказанным лицам, жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта - Оренбургской области. (дата), (дата), (дата), (дата), (дата) судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств: N-ИП на основании исполнительного листа ВС N от (дата); N-ИП на основании исполнительного листа ВС N от (дата); N-ИП на основании исполнительного листа ВС N от (дата); N-ИП на основании исполнительного листа ВС N от (дата); N-ИП на основании исполнительного листа ФС N от (дата), которым установлен пятидневный срок с момента получения указанного постановления для добровольного исполнения вышеуказанных решений суда. (дата), (дата) (дата) и (дата) СПИ вынесено постановление о взыскании с администрации МО "город Бузулук" исполнительского сбора. Согласно вышеуказанным решениям жилые помещения для Сайфетдиновой А.Ю., Гончар А.А., Маликовой Е.В., Кулешова А.С., Тряховой М.Н. надлежит приобрести за счет средств бюджета Оренбургской области. Администрация МО "город Бузулук" Оренбургской области осуществляет переданные отдельные государственные полномочия за счет и в рамках полученной субвенции из областного бюджета, размер которых определяется законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В рамках своих полномочий администрация г.Бузулука направляет в Правительство Оренбургской области информацию о необходимом объеме средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решению судов. Поскольку денежные средства в местный бюджет поступают в виде субвенций из бюджета Оренбургской области, то администрация города Бузулука не имеет возможности распределять денежные средства бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, соответственно поступление денежных средств из регионального бюджета не зависит от воли администрации г.Бузулука. В связи с этим полагает, что своевременное исполнение решений Бузулукского районного суда не представляется возможным по независящим от администрации МО "город Бузулук" обстоятельствам. Законом Оренбургской области от 08 декабря 2014 года N 2809/775-V-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" МО "город Бузулук" Оренбургской области предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере ***, а также иные межбюджетные трансферты на исполнение решений суда об обеспечении жильем детей-сирот по договорам социального найма в размере *** По состоянию на (дата) в МО "город Бузулук" возникло право на обеспечение жилыми помещениями у 81 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, следовательно, для обеспечения всех нуждающихся муниципальному образованию г.Бузулук Оренбургской области необходимы денежные средства в размере *** За 2015 год МО "город Бузулук" освоены денежные средства в сумме *** в том числе *** (99%), выделенные на исполнение решений суда об обеспечение жильем детей сирот по договорам социального найма. Указанные денежные средства направлены на исполнение обязательств по заключенным в 2013-2014 годах муниципальных контрактах, в рамках которых были приобретены жилые помещения и в декабре 2014 года предоставлены лицам из числа детей сирот. В ответ на неоднократные обращения администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области в Министерство социального развития поступило письмо о рассмотрении вопроса о выделении муниципальному образованию города Бузулука дополнительных финансовых средств на исполнений решений судов об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере *** за счет средств областного бюджета. С момента поступления в местный бюджет указанных денежных средств, после реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", администрацией будет выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий, решений суда по обеспечению жилыми помещениями Сайфетдинову А.Ю., Гончар А.А., Маликову Е.В., Кулешова А.С., Тряхову М.Н. Между управлением имущественных отношений администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области и ООО ФИО13 заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения. Срок передачи квартир не позднее (дата). (дата) по договору найма квартира предоставлена Бакташевой А.Ю., Гончар А.А., Маликовой Е.В., Кулешову А.С. Просила освободить администрацию МО "город Бузулук" Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам: N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП, N-ИП.
Определением суда от 01 февраля 2016 года иски объединены в одно производство.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 февраля 2016 года в удовлетворении иска администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области отказано.
С указанным решением не согласилась администрация МО "город Бузулук" Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 и Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.7 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.11, 12 ст.30 Закона должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года N13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 03 апреля 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области предоставить Сайфетдиновой (Бакташевой) А.Ю., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
После вступления в законную силу указанного решения суда Бузулукским районным судом выдан исполнительный лист ВС N, на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 16 июня 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области предоставить Гончар А.А., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
После вступления в законную силу указанного решения суда Бузулукским районным судом выдан исполнительный лист ВС N, на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 18 июня 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области предоставить Маликовой Е.В., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
После вступления в законную силу указанного решения суда Бузулукским районным судом выдан исполнительный лист N, на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2014 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области предоставить Кулешова А.С., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
После вступления в законную силу указанного решения суда Бузулукским районным судом выдан исполнительный лист ВС N, на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10 февраля 2015 года удовлетворены исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области предоставить Тряховой М.Н., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
После вступления в законную силу указанного решения суда Бузулукским районным судом выдан исполнительный лист ФС N, на основании которого (дата) возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Согласно вышеуказанным постановлениям судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства в отношении должника администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области в пользу взыскателя об обеспечении жилым помещением должнику для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе установлен срок 5 дней.
Постановлением от (дата) взыскан исполнительский сбор в сумме *** по исполнительному листу о предоставлении Сайфетдиновой А.Ю. жилого помещения.
Постановлением от (дата) взыскан исполнительский сбор в сумме *** по исполнительному листу о предоставлении Гончар А.А. жилого помещения.
Постановлением от (дата) взыскан исполнительский сбор в сумме *** по исполнительному листу о предоставлении Маликовой Е.В. жилого помещения.
Постановлением от (дата) взыскан исполнительский сбор в сумме *** по исполнительному листу о предоставлении Кулешову А.С. жилого помещения.
Постановлением от (дата) взыскан исполнительский сбор в сумме *** по исполнительному листу о предоставлении Тряховой М.Н. жилого помещения.
По всем исполнительным производствам вынесены предупреждения в адрес Главы администрации г.Бузулука о привлечении к уголовной ответственности в случае неисполнения решения суда.
Определениями Бузулукского районного суда Оренбургской области от 30 марта 2015 года, 11 декабря 2014 года, 02 декабря 2015 года предоставлена отсрочка исполнения решения Бузулукского районного суда Оренбургской области по иску в интересах Гончар А.А., Маликовой Е.В. и Тряховой М.Н. соответственно.
Отказывая в удовлетворении требований администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение суда до настоящего времени не исполнено, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено, а также не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящими вне его контроля при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. Суд первой инстанции указал, что администрация г.Бузулука Оренбургской области, заранее зная о предусмотренных федеральными законами процедурах и сроках по приобретению и предоставлению жилых помещений детям сиротам, при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа мер к обеспечению детей сирот жилыми помещениями не предприняла.
Судебная коллегия с выводами суда не соглашается по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на момент вынесения решения суда администрация муниципального образования не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст.2 и ст.19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области". Доказательств обратному суду не представлено.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, истцом проведена определённая работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц.
Финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счёт средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков.
Из материалов дела также следует, что после вступления решений суда в законную силу администрация приступила к осуществлению комплекса мероприятий по приобретению жилого помещения и предоставлению его детям-сиротам.
Так, в рамках своих полномочий администрация г.Бузулука неоднократно направляла в Правительство Оренбургской области информацию о необходимом объеме средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решению судов, в результате был увеличен объем субвенций муниципальному образованию, предусмотренных на 2015 год за счет средств областного бюджета на *** на исполнение решений судов об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. С момента поступления в местный бюджет указанных денежных средств, после реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", администрацией будет выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий, решений суда по обеспечению жилыми помещениями Сайфетдинову А.Ю., Гончар А.А., Маликову Е.В., Кулешова А.С., Тряхову М.Н. Между управлением имущественных отношений администрации МО "город Бузулук" Оренбургской области и ООО ФИО13 заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения.
На момент вынесения обжалуемого решения 11 декабря 2015 года между администрацией МО "город Бузулук" Оренбургской области и Бакташевой А.Ю., Гончар А.А., Маликовой Е.В., Кулешовым А.С. заключены договоры социального найма жилого помещения, о чем указано в решении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции к материалам дела приобщена копия договора найма жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, N24 от 29 декабря 2015 года, заключенный между МО "город Бузулук" Оренбургской области и Тряховой М.Н.
Из текста апелляционной жалобы следует, что (дата), (дата), (дата), (дата) зарегистрировано право муниципальной собственности на квартиры: N (предоставлена Маликовой Е.В. (дата)) и N (предоставлена Гончар А.А. (дата)) по (адрес); (дата) - на квартиру N (предоставлена Кулешову А.В. (дата)) по (адрес); (дата) - на квартиру N по (адрес) (предоставлена Сайфетдиновой А.Ю. (дата)), (дата) - на квартиру N по (адрес) (предоставлена Тряховой М.Н. (дата)).
Суд первой инстанции также не учел установленный законом десятидневный срок государственной регистрации недвижимого имущества.
Кроме того, вышеуказанными решениями Бузулукского районного суда Оренбургской области от 03 апреля 2014 года, 16 июня 2014 года, 18 июня 2014 года, 01 апреля 2014 года, 10 февраля 2015 года не установлен конкретный срок его исполнения, лишь указано, что администрация МО "город Бузулук" Оренбургской области обязана предоставить Сайфетдиновой А.Ю., Гончар А.А., Маликовой Е.В., Кулешову А.С., Тряховой М.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
Таким образом, истцом доказано отсутствие вины в нарушении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневного срока в связи с наличием объективных уважительных причин - процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований администрации муниципального образования "город Бузулука" Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Промышленного районного суда г. Оренбурга и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о наличии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора, признаются судебной коллегией как обоснованные и подлежащие удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 19 февраля 2016 года отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в размере *** по исполнительным производствам: N-ИП, возбужденному (дата) на основании исполнительного листа ВС N; N-ИП, возбужденному (дата) на основании исполнительного листа ВС N; N-ИП, возбужденному (дата) на основании исполнительного листа ВС N; N-ИП, возбужденному (дата) на основании исполнительного листа ВС N; N-ИП, возбужденному (дата) на основании исполнительного листа ФС N.
Апелляционную жалобу администрации муниципального образования "город Бузулук" Оренбургской области удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.