Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе на решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 13 апреля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Вдовина Н.А. к начальнику отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
Вдовин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, указав, что с (дата) проживает в (адрес) в (адрес), который им был построен на земельном участке, выделенном Днепровским сельсоветом. В указанном доме он был зарегистрирован по месту жительства до (дата). В (дата) он выехал в (адрес), в связи с чем снялся с регистрационного учета.
В (дата) он вернулся в (адрес) для проживания в своем доме по (адрес).
(дата) обратился с заявлением о регистрации по месту жительства в отделение УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе, на данное заявление (дата) начальник отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе Людиженский А.С. сообщил, что для регистрации по месту жительства нужно представить: документ удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту жительства по форме N, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (свидетельство о госрегистрации права (право собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или надлежащим образом заверенную копию, подтверждающую наличие права пользования жилым помещением).
(дата) он представил в отделение УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе паспорт, копию похозяйственной книги, согласие дочери П.Н. зарегистрированной в данном доме, на его вселение.
(дата) начальник отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе Людиженский А.С. отказал ему в регистрации по месту жительства, указав, что согласно ответа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: (адрес), то есть в настоящее время у него отсутствует документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.
Административный истец просил суд признать незаконным отказ начальника отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе Людиженского А.С. в его регистрации по месту жительства по адресу (адрес).
Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от 13 апреля 2016 года исковые требования Вдовина Н.А. к начальнику отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ начальника отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе в производстве регистрации Вдовина Н.А. по месту жительства по адресу: (адрес) от (дата) N и обязал отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском район зарегистрировать Вдовина Н.А. по месту жительства, а также взыскал с отделения УФМС России по Оренбургской области в пользу Вдовина Н.А. *** рублей расходы по уплате государственной пошлины.
На данное решение начальником отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение, в удовлетворении исковых требований Вдовина Н.А. отказать.
Вдовин Н.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Выслушав объяснения начальника отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе Людиженского А.С., проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27).
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июня 2011 года N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева" указал, что регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" отмечено, что Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. Для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин обязан предъявить должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, а также приложить к заявлению паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенную копию.
Аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, и в пункте 83 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом ФМС РФ от 11.09.2012 года N 288).
Судом установлено, что (дата) Вдовин Н.А. обратился с заявлением о регистрации по месту жительства в отделение УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе.
(дата) начальник отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе Людиженский А.С. сообщил, что для регистрации по месту жительства нужно представить: документ удостоверяющий личность, заявление о регистрации по месту жительства по форме N, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (свидетельство о госрегистрации права (право собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или надлежащим образом заверенную копию, подтверждающую наличие права пользования жилым помещением).
(дата) административный истец представил в отделение УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе паспорт, копию похозяйственной книги, согласие на вселение от дочери Вдовиной П.Н., зарегистрированной в данном доме.
(дата) согласно ответу N начальник отделения УФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе отказал ему в регистрации по месту жительства, указав, что согласно ответа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: (адрес), то есть в настоящее время у него отсутствует документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.
Согласно выпискам из похозяйственной книги за (дата) года, лицевой счет N, Вдовину Н.А. принадлежит частный жилой дом, общей площадью *** кв.м., с надворными постройками, (дата) года постройки, расположенный на земельном участке общей площадью *** га, расположенный по адресу: (адрес), указанная информация содержится и в домовой книге с (дата) года по настоящее время.
Из ответа главы администрации муниципального образования Днепровский сельсовет от (дата) следует, что Вдовин Н.А. является главой хозяйства домовладения, расположенного по адресу (адрес).
Согласно выписке из похозяйственной книги от (дата) и свидетельству о праве собственности на землю от (дата) N Вдовину Н.А. принадлежит земельный участок по адресу: (адрес).
В справке администрации МО Днепровский сельсовет от (дата) N указано, что Вдовин Н.А. проживает без регистрации по месту жительства по адресу: (адрес).
Из объяснения административного истца и представленных документов усматривается, что Вдовин Н.А. с (дата) года проживал и был зарегистрирован по адресу: (адрес), в (дата) временно выезжал в (адрес), вновь возвратился на постоянное место жительство.
Из материалов дела также следует, что в указанном доме проживает и зарегистрирована по месту жительства дочь заявителя П.Н. от которой имеется письменное согласие на регистрацию Вдовина Н.А. по данному месту его жительства.
Суд первой инстанции, разрешая и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что отказ начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе в регистрации Вдовина Н.А. по месту жительства в (адрес) в связи с отсутствием у него документа подтверждающего возникновение права на жилое помещение, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку отсутствие регистрации права собственности на жилой дом, который избран Вдовиным Н.А. в качестве места своего жительства, не является основанием для отказа в регистрации указанного лица по месту его жительства.
Довод апелляционной жалобы о неправильном заполнении похозяйственной книги не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку не является предметом судебного разбирательства и не подтверждает незаконность проживания Вдовина Н.А.в жилом доме, избранном им в качестве места своего жительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что у ОУФМС России по Оренбургской области в Беляевском районе не имелось законных оснований для регистрации Вдовина Н.А. по месту жительства, поскольку в соответствии с Федеральным законом N 54 -ФЗ введена обязательная регистрация права собственности в Едином государственном реестре учреждений юстиции, а согласно ответу ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области от (дата) право собственности на спорное недвижимое имущество не оформлено, не может послужить основанием для отмены оспариваемого решения ввиду следующего.
В соответствии со статьей 8 Закона N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Согласно пункту 33 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122 - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что жилой дом, по адресу: (адрес), был построен Вдовиным Н.А. до 1 января 1997 года, т.е. до введения в действие Федерального закона N 122 - ФЗ, судебная коллегия полагает, что у начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе отсутствовали законные основания для отказа в регистрации Вдовина Н.А. по месту его жительства, с учетом того, что спор о принадлежности жилого дома Вдовину Н.А. не является предметом разбирательства по данному делу.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену оспариваемого решения суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Оренбургской области в Беляевском районе - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.