Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Кудряшова В.К., Хакимовой О.В., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федотовой Л.Б. апелляционную жалобу Нестеренко С.М. на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 13 апреля 2016 года по делу по административному исковому заявлению Нестеренко С.М. к начальнику отдела военного комиссариата Оренбургской области по г.Орску, призывной комиссии Оренбургской области о признании незаконным бездействия призывной комиссии, признании права на освобождение от призыва, понуждении выдать военный билет,
установила:
Нестеренко С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что (дата) на основании медицинского освидетельствования призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску вынесено решение о признании его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья категории годности "В" п. ст. 5.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". (дата) призывная комиссия отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску вызвала его повесткой для прохождения в составе организованной группы контрольного медицинского освидетельствования в г.Оренбурге. На сборном пункте военного комиссариата Оренбургской области ему выдали личное медицинское дело и направили на осмотр к хирургу. После осмотра хирург сказал, что он свободен, каких-либо иных направлений ему не выдал. После этого сопровождающая группы ему разъяснила, что он может делать все, что захочет. В связи с окончанием осмотра он выехал на территорию Республики Башкортостан к родственникам. По возращении в г. Орск мать ему сообщила, что сотрудник военного комиссариата г. Орска сообщил ей о том, что ему необходимо явиться в военкомат для получения военного билета. (дата) в военном комиссариате г. Орска ему сообщили, что в списках на получение военного билета его нет.
(дата) начальник отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску Шейбак В.И. отказал ему в выдаче военного билета по причине того, что (дата) он самовольно покинул контрольное медицинское освидетельствование в военном комиссариате Оренбургской области, в связи с чем, призывная комиссия Оренбургской области не утвердила и не отменила решение призывной комиссии муниципального образования "Город Орск". С отказом в выдаче военного билета не согласен, поскольку сборный пункт он покинул с разрешения сопровождающего сотрудника военного комиссариата по г. Орску, какого-либо направления военного комиссара и призывной комиссии на контрольное медицинское освидетельствование не получал. Указал, что в настоящее время его вызывают на весенний призыв, что противоречит нормам действующего законодательства.
Просил суд признать незаконным бездействие призывной комиссии Оренбургской области, выразившееся в не вынесении в отношении него решения в рамках осеннего призыва 2015 года по результатам контрольного медицинского освидетельствования, признать за ним право на освобождение от призыва на военную службу по основаниям подп. "а" п.1 ст.23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствии с решением от (дата) призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску, обязать военный комиссариат г. Орска выдать ему военный билет.
Определением суда от 12 апреля 2016 года судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области".
Впоследствии Нестеренко С.М. требования уточнил и просил суд признать незаконным бездействие призывной комиссии Оренбургской области, выразившееся в невынесении в отношении него решения в рамках осеннего призыва 2015 года, признать за ним право на освобождение от призыва на военную службу по основаниям подп. "а" п.1 ст.23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствии с решением от (дата) призывной комиссии отдела военного комиссариата Оренбургской области по г. Орску, обязать начальника военного комиссариата г. Орска Шейбака В.И. выдать ему военный билет в установленные судом сроки.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска от 13 апреля 2016 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе Нестеренко С.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представитель призывной комиссии Оренбургской области, начальник военного комиссариата г.Орска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по неизвестной суду причине.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 N 53-ФЗ (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Нестеренко С.М. на воинский учет принят военным комиссариатом г.Орска (дата).
Из справки отдела военного комиссариата Оренбургской области по г.Орску следует, что Нестеренко С.М. установлен диагноз: " (диагноз)".
Согласно справке ГАУЗ " *** от (дата) (диагноз)
Из раздела N учетной карты призывника Нестеренко С.М. следует, что решением призывной комиссии муниципального образования "Город Орск" от 28 октября 2015 года он признан ограничено годным к военной службе по категории годности "В".
Положениями п. 1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно чч. 2 и 3 ст. 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
В соответствии с п. 22 ст. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе мероприятий по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, является одной из основных задач военных комиссариатов.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 123 от 25 февраля 2003 года (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с требованием военного комиссара Оренбургской области Зеленко А.Ж. от 14 октября 2015 года, изданным во исполнение требований приказа Командующего войсками Центрального военного округа от 17 января 2012 года N 9, требованиями начальника Главного военного медицинского управления МО РФ от 28 марта 2011 года N 161/2/2/211, решения призывной комиссии Оренбургской области от 08 октября 2015 года и приказа военного комиссара Оренбургской области от 2 сентября 2010 года N 197, контрольное медицинское освидетельствование граждан, признанных негодными, ограничено годными и временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, призывным комиссиям муниципальных образований осенью 2015 года проводить на сборном пункте военного комиссариата Оренбургской области. Инвалиды 1,2,3 групп, больные туберкулезом, ВИЧ инфицированные, онкологические больные, больные, перенесшие острые заболевания, а также переломы конечностей, позвоночника, костей таза, после оперативных вмешательств, а также длительно болеющие и состоящие на "Д" учете и уже ранее консультированные врачами специалистами областных лечебно-профилактических учреждений, у которых установленный диагноз не вызывает сомнение, на сборном пункте военного комиссариата Оренбургской области осенью 2015 года должны быть освидетельствованы заочно, с личным делом призывника, готовым к военно-врачебной экспертизе. Для остальной категории призывников, признанных негодными, ограничено годными и временно не годными к военной службе, призывным комиссиям муниципальных образований предписано в определенные графиком сроки представить на очное контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших, в том числе, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В соответствии с положениями Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Минобороны и Минздрава N 240168 от 23 мая 2001 года (далее - Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования) на контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз. По окончании контрольного освидетельствования указанные медицинские документы возвращаются в военный комиссариат, который в 2-недельный срок возвращает их в соответствующие медицинские учреждения (п.28).
К контрольному медицинскому освидетельствованию привлекаются врачи - члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей-специалистов военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации): терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
При контрольном медицинском освидетельствовании призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, должны быть освидетельствованы всеми врачами-специалистами.
Контрольное медицинское освидетельствование призывника начинается с врача-специалиста, по профилю которого ему предоставлено освобождение, отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, или он заявил о несогласии с заключением о категории его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п.29).
Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются, то врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации делается запись в разделе II "Б" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Результаты контрольного медицинского освидетельствования записываются в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
При этом призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об утверждении решения призывной комиссии, о чем делается запись в дело с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) (п.30).
Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе II "Б" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Результаты освидетельствования записываются в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва).
Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в деле с протоколами заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (приложение N 38 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и разделе VI учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) (п.31).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения закона, пришел к выводу о том, что призывной комиссией Оренбургской области по результатам осеннего призыва 2015 года обоснованно не принято решение об освобождении Нестеренко С.М. от призыва на военную службу по основаниям п. "а" ч.1 ст.23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку Нестеренко С.М., самовольно покинув территорию сборного пункта в г.Оренбурге, не прошел контрольное медицинское освидетельствование, что исключило возможность указать результаты контрольного медицинского освидетельствования Нестеренко С.М. и принять предусмотренное законом решение с занесением его в раздел VI учетной карточки призывника.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанным выводом суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом было установлено, что Нестеренко С.М. был вызван повесткой в отдел военного комиссариата г.Орска для поездки (дата) в г.Оренбург для прохождения контрольного медицинского освидетельствования.
Нестеренко С.М. прошел инструктаж перед отправкой на ОСП для медицинского освидетельствования, ему было разъяснено, что какие-либо действия можно совершать с разрешения старшего команды, а в случае выхода с территории ОСП, оставить свой номер телефона старшему команды.
После прохождения осмотра врача-хирурга Нестеренко С.М. самовольно покинул территорию сборного пункта, где проходило контрольное медицинское освидетельствование призывников.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие утверждения истца о том, что он покинул территорию сборного пункта в г.Оренбурге с разрешения старшего группы. Напротив, судом в качестве свидетеля была опрошена К.., сопровождавшая группу призывников, которая эти доводы Нестеренко С.М. опровергла, пояснив, что он покинул территорию сборного пункта самовольно, свой номер телефона не сообщил. Нестеренко С.М. В списке указал не свой номер телефона, а номер своего отца. Она принимала меры к розыску Нестеренко С.М. и из телефонного разговора с отцом узнала, что Нестеренко С.М., покинув территорию сборного пункта, выехал в Башкирию, и связаться с ним не удалось.
Из пояснений Нестеренко С.М. в судебном заседании следует, что он проживал с перерывами в Башкирии в (дата), в военный комиссариат явился только (дата).
Указанные обстоятельства были установлены судом на основании надлежащей оценки представленных в судебное заседание доказательств, с которой судебная коллегия соглашается. При этом, судом обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не были приняты во внимание доводы истца о том, что он покинул территорию сборного пункта с разрешения старшего группы как не подтвержденные материалами дела.
В соответствии со ст.25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Поскольку осенне-зимний призыв 2015 года окончен, призывная комиссия работы по организации медицинского освидетельствования граждан, не пребывающих в запасе, не проводит, административный истец не военную службу не призван, то обстоятельство, что в отношении него не окончено проведение контрольного медицинского освидетельствования и призывной комиссией Оренбургской области не принято решение об утверждении либо отмене решения нижестоящей призывной комиссии г.Орска в установленный законом срок, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции, сделал правильный вывод о недоказанности бездействия призывной комиссии Оренбургской области, поскольку препятствием для принятия решения в отношении Нестеренко С.М. в рамках осеннего призыва 2015 года явились действия самого Нестеренко С.М., не прошедшего контрольное медицинское освидетельствование, постоянно не проживающего по своему месту жительства в г.Орске в период осеннее-зимнего призыва, что не позволило призывной комиссии Оренбургской области проверить обоснованность решения нижестоящей призывной комиссии о его освобождении от призыва на военную службу.
Учитывая, что решение призывной комиссии района не было утверждено призывной комиссией Оренбургской области, судом было обоснованно отказано в удовлетворении требования административного истца об обязании выдать военный билет и признать за ним право на освобождение от призыва на военную службу и увольнение в запас на основании подпункта "а" пункта 1 ст.23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", поскольку эти требования являются преждевременными.
Довод апелляционной жалобы о том, что административному истцу не было известно о том, что он направлен на контрольное медицинское освидетельствование, несостоятелен, поскольку опровергается текстом административного искового заявления, в котором Нестеренко С.М. четко указал, что (дата) был вызван повесткой в отдел военного комиссариата Оренбургской области по г.Орску для прохождения контрольного медицинского освидетельствования на сборном пункте военного комиссариата Оренбургской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что в листе медицинского освидетельствования нет отметки хирурга, согласно п.24 Инструкции о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское обследование, не могут быть приняты во внимание, поскольку такая отметка ставится при изучении представленных документов врачом заочно, что, в силу абз.3 ст.22 Положения о военно-врачебной экспертизе, не является обязательным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в личном деле призывника отсутствует ряд медицинских документов, которые представлялись в личное дело, не могут быть приняты во внимание, поскольку решение призывной комиссией Оренбургской области не принято и Нестеренко С.М. вправе представить указанные медицинские документы при прохождении контрольного медицинского освидетельствования.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку это не привело к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нестеренко С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.