Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.
судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Чернова В. В. к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" об оспаривании действий по начислению пенсии за выслугу лет, перерасчете, взыскании задолженности, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Чернова Виталия Васильевича
на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 апреля 2016 г., которым в удовлетворении исковых требований Чернова В. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернов В.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" за защитой пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указал, что он является " ... ", " ... "; с 2008г. - получатель пенсии за выслугу лет, с февраля 2014 г. - через ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области".
В связи с новым правовым регулированием с 01 января 2012 г. ответчиком ему был произведен перерасчет пенсии со снижением размера процентной надбавки за выслугу лет с 50% до 25%.
Считая, что новое правовое регулирование не подлежит применению, поскольку пенсия ему назначена до 1 января 2012 г.
Просил суд признать действия ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" незаконными, возложив на него обязанность по начислению Чернову В.В. пенсии за выслугу лет с 01 апреля 2016г. с учетом требований части 6 статьи 12 Федерального закона N 09-ФЗ от 08 ноября 2011г. и соответствующему перерасчету с момента нарушения права.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чернов В.В. настаивает на отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, после выхода в отставку с должности " ... " в 2007 г. Чернову В.В. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
С 1 января 2012 г. размер пенсии истца был пересмотрен в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и в результате повысился с " ... " до " ... ". При этом в составе денежного довольствия наряду с окладом по должности судьи были учтены оклад по воинскому званию "подполковник юстиции", увеличенный после указанной календарной даты с " ... " до " ... ", а также ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 25 % при имеющейся у него выслуге 16 лет, ранее составлявшая 50%.
01 марта 2016г. Чернов В.В. обратился к ответчику с заявлением о восстановлении ему с 01 апреля 2016г. размера пенсии с учетом 50 % надбавки за выслугу лет.
Письмом ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" от 11 марта 2016 г. в удовлетворении данного заявления Чернову В.В. отказано со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 октября 2014 г., которым решение Центрального районного суда г. Волгограда от 18 июля 2014г. в части признания за Черновым В.В. права на пенсию с применением надбавки за выслугу лет в размере 50% и возложении обязанности по перерасчету пенсии отменено и принято новое решение об отказе в иске (л.д.23-35, 46).
Отказывая Чернову В.В. в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" нарушений действующего законодательства при начислении ему пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием правовых оснований для применения процентной надбавки за выслугу лет в размере 50%. При этом суд исходил из того, что изменив правовое регулирование вопроса о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из их числа, законодатель не ухудшил их имущественное положение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 27 ноября 2008 г. N 11-П; определения от 11 июля 2002 г. N 191-О, от 16 мая 2007 г. N 375-О-П и др.).
С 1 января 2012 г. произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, частью второй статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Вопреки позиции истца о том, что часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ исключает возможность пересмотра размера таких пенсий на основании части 8 данной статьи, при осуществлении которого ежемесячная надбавка за выслугу лет в составе денежного довольствия учитывается в пониженном с 1 января 2012 года размере, отказ от пересмотра размеров пенсий, установленных до указанной календарной даты пребывающим в отставке судьям военных судов, означал бы невозможность их повышения за счет увеличения размера оклада по воинскому званию, в совокупности с окладом по должности составляющего оклад месячного денежного содержания, в процентном отношении к которому определяется размер ежемесячной надбавки за выслугу лет (части 2 и 13 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
Об этом указал Конституционный Суд в Определении от 22 декабря 2015 г. N 2989-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Виталия Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как указано выше, законность начисления ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" Чернову В.В. пенсии за выслугу лет без применения процентной надбавки в размере 50%, начиная с 1 января 2012 г., установлена апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 10 октября 2014г., однако Черновым В.В. фактически вновь заявлено аналогичное требование по тем же основаниям путем оспаривания действий ответчика по начислению пенсии, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных им требований у суда первой инстанции не имелось в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.