Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.
судей: Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.
при секретаре: Павловой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Дегтемировой А.А. к ИФНС России по "данные изъяты" о признании незаконной запись в трудовой книжке об увольнении, возложении обязанности продлить срочный служебный контракт, поступившее по апелляционной жалобе истицы Дегтемировой А.А. на решение "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дегтемирова А. А. обратилась в суд с иском к ИФНС России по "данные изъяты", в котором указала, что состояла на государственной гражданской службе в ИФНС России по "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ- назначена на должность "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ - переведена на должность "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ - работала в должности "данные изъяты". С нею был заключен срочный служебный контракт сроком на 5 лет. До заключения срочного служебного контракта, она занимала должность "данные изъяты" на бессрочной основе. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ- дочь ФИО2. На основании приказов N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к служебному контракту, срочный служебный контракт с нею был продлен до окончания отпуска по беременности и родам- ДД.ММ.ГГГГ Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданкой службе Российской Федерации" (по истечении срока действия служебного контракта). Полагает, что в соответствии со ст. 261 ТК РФ служебный контракт подлежал продлению до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до окончания ее отпуска по уходу за ребенком - ФИО2 3-х лет. Дегтемирова А.А. просит признать запись в трудовой книжке об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ незаконной, обязать ИФНС России по "данные изъяты" продлить действие служебного контракта на замещение должности "данные изъяты" или иной должности, соответствующей ее квалификации и трудовому стажу, имеющихся на ДД.ММ.ГГГГ до окончания ее отпуска по уходу за ребенком - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, возраста 3-х лет.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истица Дегтимирова А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истицы Дегтемировой А.А., заместитель начальника ИФНС России по "данные изъяты" просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истицы Дегтемировой А.А.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы истицы и возражений на нее ответчика, выслушав объяснения истицы Дегтемировой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ИФНС России по "данные изъяты" по доверенности Денисовой Е.Е., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ч.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. (далее - ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N79 -ФЗ), предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, а сама служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3).
Частью 1 ст. 23 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ определено понятие служебного контракта как соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Срок действия служебного контракта установлен ч.1 ст. 25 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок, срочный служебный контракт.
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой. Не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Случаи заключения срочного служебного контракта поименованы в ч.4 ст. 25 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, согласно п.1 которой срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы предусмотрены ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, таковым является, в том числе, истечение срока действия срочного служебного контракта (п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 35 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Таким образом, представитель нанимателя обязан письменно предупредить государственного гражданского служащего о расторжении срочного служебного контракта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 г. N700-О, истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона). Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 1002-О-О, от 23.09.2010 г. N 1140-О-О, от 25.09.2014 г. N 1854-О). Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 1002-О-О по жалобе гражданки О.Г. Шиуковой, оспаривающей конституционность пункта 2 части первой статьи 77 и части третьей статьи 79 Трудового кодекса Российской Федерации, которые препятствуют, по мнению заявительницы, использованию ею отпуска по уходу за ребенком, а потому противоречат статьям 7 (часть 2), 38 (часть1) и 29 (часть1) Конституции Российской Федерации, указано следующее. Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия (пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность). Таким образом, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
Основные государственные гарантии гражданских служащих перечислены в ст. 52 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 52 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.
Согласно ст. 73 ФЗ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ.
Конституционный Суд РФ в определении от 21.11.2013 г. N 1754 указал, что предусмотренное статьей 73 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, направлено на обеспечение полноты правового регулирования служебных отношений и предоставление государственным гражданским служащим дополнительных по сравнению с названным Федеральным законом гарантий и не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих.
Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 28.01.2014 г. N1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, ли с семейными обязанностями и несовершеннолетних", разъяснил, что в силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется на государственных гражданских служащих - в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе (п.14).
Согласно ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (ч.1).
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (часть 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 201-ФЗ).
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ N1 от 28.01.2014 г., с учетом положений части второй статьи 261 ТК РФ срочный трудовой договор не может быть расторгнут до окончания беременности. Состояние беременности подтверждается медицинской справкой, предоставляемой женщиной по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца. Срочный трудовой договор с беременной женщиной может быть расторгнут в случае его заключения на время исполнения обязанностей отсутствующего работника невозможности ее перевода до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую она может выполнять с учетом состояния здоровья (часть третья статьи 261 ТК РФ). Срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.). В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Из материалов дела усматривается, что истица Дегтемирова А.А. (до регистрации брака- "данные изъяты") состояла на государственной гражданской службе в ИФНС России по "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ с нею заключен служебный контракт N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ истица назначена на должность "данные изъяты", заключено дополнительное соглашение к служебному контракту N о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, согласно которому срок служебного контракта определен на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ у Дегтемировой А.А. родился сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ - родилась дочь ФИО2, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
ДД.ММ.ГГГГ Дегтемирова А.А. предупреждена о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч.2 ст. 261 ТК РФ срочный служебный контракт с Дегтемировой А.А. продлен до окончания беременности.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 261 ТК РФ срочный служебный контракт с Дегтемировой А.А. продлен до окончания отпуска по беременности и родам до ДД.ММ.ГГГГ.
С Дегтемировой А.А. заключены дополнительные соглашения к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника ИФНС России по "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ Дегтемирова А.А. уволена с ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока действия срочного служебного контракта по п. 2 ч.1 ст. 33 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Не оспаривая законность заключения срочного служебного контракта и законность увольнения в связи с его истечением, истица Дегтемирова А.А. полагала, что ей должна была быть предложена ранее занимаемая должность либо иная должность государственного гражданского служащего в соответствии с ее квалификацией и опытом работы, служебный контракт по должности "данные изъяты" в соответствии со ст. 261 ТК РФ подлежал продлению до окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что срочный служебный контракт с Дегтемировой А.А. в соответствии с требованиями ст. 261 ТК РФ был продлен и подлежал расторжению по окончанию отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ, запись в трудовой книжке об увольнении истицы с ДД.ММ.ГГГГ п.2 ч.1 ст. 33 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ соответствует действующего законодательству и не подлежит изменению, правовые основания для продления с Дегтемировой А.А. срока служебного контракта до достижения ребенком - ФИО2 возраста 3-х лет отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, судебная коллегия с ними соглашается.
Судом первой инстанции установлено, что, разрешая вопрос об увольнении Дегтемировой А.А., ответчик обеспечил возможность применения государственных гарантий, в том числе, предусмотренных ст. 261 ТК РФ, продлил Дегтемировой А.А. срок служебного контракта до окончания отпуска по беременности и родам, а требование Дегтемировой А.А. о продлении срочного служебного контракта на срок, выходящий за рамки отпуска по беременности и родам - до окончания отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, признал не основанными на нормах действующего законодательства.
Вывод суда первой инстанции о неприменении к данным правоотношениям положений ч.4 ст. 261 ТК РФ является обоснованным.
По смыслу вышеуказанной правовой нормы, наличие у гражданского служащего (женщины) ребенка в возрасте до 3-х лет не является основанием для нерасторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, так как в соответствии с гарантией, закрепленной ч.4 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одинокими матерями не допускается именно по инициативе работодателя. Поскольку женщина - гражданский служащий уволена не по инициативе представителя нанимателя, а на основании п.2 ч.1 ст. 33, ст. 35 Закона N79-ФЗ, а увольнение по истечении срока служебного контракта является самостоятельным основанием для прекращения служебного контракта и не относится к расторжению контракта по инициативе представителя нанимателя, ч.4 ст. 261 ТК РФ при увольнении женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3-х лет, по п. 2 ч.1 с. 33 Закона N79-ФЗ не подлежит применению.
Не установлен Федеральным законом, регулирующим порядок прохождения государственной гражданской службы и обязанность перезаключать с сотрудником служебный контракт на новый срок и приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Довод истицы в суде первой инстанции и аналогичные доводы ее апелляционной жалобы о том, что ответчик обязан был предложить ей ранее занимаемую должность или иную вакантную должность, состоятельным не является.
Необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы.
Истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта, при наступлении которых законодательство не предусматривает обязанности нанимателя предлагать государственному гражданскому служащему вакантные должности.
Согласно ч.4 ст. 35 ФЗ N79-ФЗ, по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.
Как усматривается из материалов дела, и стороны не оспаривали в суде апелляционной инстанции, заключенный с истицей срочный служебный контракт (дополнительное соглашение к служебному контракту) не содержит условия о возможности замещения ранее занимаемой должности после истечения срока данного контракта.
Поэтому ссылка истицы на длительный стаж работы у ответчика, прохождение повышения квалификации, добросовестное исполнение служебных обязанностей, наличие малолетних детей, нарушение ее прав на получение пособие на детей в повышенном размере, правового значения для разрешения спора не имеет, основанием для удовлетворения исковых требований о продлении служебных отношений на требуемый истицей срок не является.
Суд установил, что запись в трудовой книжке истицы об увольнении ДД.ММ.ГГГГ произведена в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ и п.14 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, поэтому сделал правильный вывод о том, что оснований для признания записи в трудовой книжке об увольнении истицы незаконной - не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Дегтемировой А.А. в удовлетворении ее исковых требований о признании незаконной запись в трудовой книжке об увольнении и возложении на ИФНС России по "данные изъяты" области обязанности продлить действие служебного контракта.
Судом первой инстанции принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Доводы апелляционной жалобы Дегтемировой А.А. аналогичны тем, которыми истица обосновала свою позицию в суде первой инстанции. Все они являлись предметом судебного разбирательства и не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, основаны на ошибочном толковании истицей норм материального права, что не может являться основанием для отмены законного решения.
Иных доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба истицы не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба истицы, не содержащая предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Дегтемировой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.