Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
Председательствующего: Журавлева А.В.
Судей: Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.
при секретаре: Бабенко Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Шевченко Д.Н. к Областному казенному учреждению "данные изъяты" об изменении даты признания безработным и взыскании невыплаченного пособия по безработице, поступившее по апелляционной жалобе ответчика ОКУ "данные изъяты" на решение "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования Шевченко Д.Н. к ОКУ "данные изъяты" об изменении даты признания безработным и взыскании не выплаченного пособия по безработице удовлетворить.
Обязать ОКУ "данные изъяты" изменить дату признания Шевченко Д.Н. безработным с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и выплатить ему пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т Н А Н О В И Л А:
Шевченко Д.Н. обратился в суд с вышеназванным иском к ОКУ "данные изъяты", в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В нарушение ФЗ "О занятости населения в РФ" ответчик признал его безработным только с ДД.ММ.ГГГГ - с момента представления им справки о среднем заработке, а не со дня обращения в ОКУ "данные изъяты" - с ДД.ММ.ГГГГ, пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" коп. - не выплатил. Шевченко Д.Н. просил суд обязать ОКУ "данные изъяты" изменить дату признания его безработным с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и выплатить ему пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" коп.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор ОКУ
"данные изъяты" Елагин А.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Решение суда истец Шевченко Д.Н. не обжалует.
В судебное заседание не явились истец Шевченко Д.Н. и ответчик- ОКУ "данные изъяты", извещенные надлежащим образом о дне, месте и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика ОКУ
"данные изъяты", судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при постановлении решения по данному спору судом допущено не было.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть3; статья 39, часть 2).
Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 г. N 1032-1 определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В силу указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работу и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 1 ч.1 ст. 3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавшим), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз.1 ч.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1). При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (аюз.3.ч.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891 утверждены "Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы" и "Правила регистрации безработных граждан", которые регулируют порядок регистрации безработных граждан" (п.1 Правил регистрации безработных граждан", которые регулируют порядок регистрации безработных граждан), требования к подбору подходящей работы.
Согласно "Правилам регистрации безработных граждан", регулирующим порядок регистрации безработных граждан", регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (п.3).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (п.7).
При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и о постановке на регистрационный учет (п.8).
Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п.10"Правил регистрации безработных граждан").
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п.11 "Правил регистрации безработных граждан".
К числу государственных гарантий безработным статьей 28 Закона от 19.04.1991 г. N 1032-1 отнесена выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (ст. 30 от 19.04.1991 г. N 1032-1).
Из материалов дела усматривается, и установлено судом первой инстанции, что Шевченко Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОКУ "данные изъяты" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, предоставил необходимые документы, перечень которых дан в Правилах регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N891, в этот же день был поставлен на учет в качестве лица, ищущего работу, получил от ответчика направление на работу в ООО "данные изъяты", в котором ДД.ММ.ГГГГ он прошел собеседование, но на работу ООО "данные изъяты" принят не был, о чем информировал ответчика.
Приказом директора ОКУ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Д.Н. был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" коп.
Обратившись с иском в суд, Шевченко Д.Н. указал, что отсутствие у него справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы при его обращении в ОКУ "данные изъяты" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и признании его безработным, препятствием для постановки его на регистрационный учет в качестве безработного не являлось, полагал, что он подлежит признанию безработным с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня его обращения в ОКУ "данные изъяты" и постановки на учет в качестве лица, ищущего работу, а представленная им впоследствии справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы являлась основанием для перерасчета пособия по безработице.
Вышеуказанные доводы истца суд первой инстанции признал обоснованными.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит их правильными.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что Шевченко Д.Н. подлежал постановке на регистрационный учет в качестве безработного только с момента предоставления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которая была представлена истцом в ОКУ "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, основана на ошибочном толковании ответчиком положений ФЗ РФ от 19.04.21991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891.
В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. N 891, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными (п.3).
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил ... , постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Как усматривается из материалов дела, решение о признании Шевченко Д.Н. зарегистрированным в качестве безработного и о назначении пособия по безработице ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не принималось, такое решение было принято только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно "Правил регистрации безработных граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имевшего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения о признании его безработным; д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п.9).
Аналогичный перечень оснований, по которым граждане не могут быть признаны безработными, дан в ч.3 ст.3 ФЗ от 19.04.1991 г. N 1032-1.
Данный перечень является исчерпывающим. Такого основания для отказа в регистрации в качестве безработного как не представление справки о среднем заработке за 3 месяца - вышеуказанные правовые акты не содержат.
Данных о том, что истец относится в категории граждан, которые в силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не могут быть признаны безработными, ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размеры регулируются ч.2 ст. 30, ст. 31, 33 и ч.1 ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Закон "О занятости населения в РФ" оперирует такими понятиями, как регистрация гражданина в целях поиска подходящей работы и признании гражданина безработным, однако данные понятия не являются самостоятельными и отдельно существующими, а неразрывно связаны друг с другом.
Как следует из ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" признание гражданина безработным невозможно без регистрации его в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 06.02.2003 г. N 105-О в отношении права на получение пособия по безработице Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" - назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.
Согласно ст. 31 ФЗ от 19.04.1991 г. N 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого для признания их безработными. Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным правительством Российской Федерации федеральными органом исполнительной власти.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").
Отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина РФ на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч.1 ст.1, ч.1 и ч.3 ст. 37 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16.12.1997 г. N 20-П и от 22.10.2009 г. N 15-П, Определения от 21.12.2004 г. N 421-О, от 15.11.2007 г. N 730-О-О и от 12.04.2011 г. N 550 - О-О).
Таким образом, из указанных норм права следует, что отсутствие у истца справки о среднем заработке при его обращении в ОКУ "ЦЗН г. Курска и Курского района" ДД.ММ.ГГГГ не препятствовало его регистрации в качестве безработного для получения пособия в минимальном размере.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона от 19.04.1991 г. N 1032-1, размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382 на 2015 г. минимальная величина пособия составила 850 руб., максимальная - 4900 руб.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что размер пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом неверно исчислен из максимальной, а не из минимальной величины пособия, состоятельным не является.
По смыслу вышеприведенного законодательства, в случае возникновения изменений, влияющих на размер пособия по безработице (период его выплаты), со дня представления безработным гражданином в службу занятости соответствующих документов производится перерасчет пособия по безработице.
Из материалов дела усматривается и представитель ответчика в суде не оспаривал, что справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы представлена Шевченко Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ, сведения, содержащиеся в ней, приняты ответчиком во внимание при расчете пособия по безработице, размер пособия был определен ответчиком в соответствии со ст. 33 ФЗ РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения Российской Федерации" в сумме "данные изъяты" руб., т.е. в максимальном размере.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись основания для постановки Шевченко Д.Н. на регистрационный учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ и назначения пособия по безработице в соответствии с представленной им справкой о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет пособия по безработице, представленный истцом в суд первой инстанции, судебной коллегией проверен, признан правильным.
Решение суда об удовлетворении исковых требований Шевченко Д.Н. о возложении на ответчика обязанность изменить дату признания его безработным с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и выплатить пособие по безработице за спорный период в размере "данные изъяты" коп. является законным и обоснованным, выводы суда подробно мотивированы в решении, не согласиться с ними у судебной коллегии основания отсутствуют.
Законность решения суда проверена судебной коллегией в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в рамках доводов апелляционной жалобы ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права, выводы суда первой инстанции не опровергают, основанием к отмене решения суда не являются.
Нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ОКУ "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.