судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре Б. М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области на решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" Салихова И.М.
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области от "Дата" глава администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" Салихов И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа " ... " рублей.
Астраханским межрайонным природоохранным прокурором подан протест на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды "адрес" от "Дата".
Главой администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" Салиховым И.М. подана жалоба на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области от "Дата".
Решением " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" протест Астраханского межрайонного природоохранного прокурора и жалоба Салихова И.М. удовлетворены, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области от "Дата" отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ставит вопрос об отмене решения судьи, полагает в действиях главы администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" Салихова И.М. содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Салихов И.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в Астраханский областной суд не явился, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав представителей Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области - Лазареву Л.А., Кузьмину Н.В., поддержавших доводы жалобы, помощника Астраханскогго межрайонного природоохранного прокурора Сулейманову Э.И., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
В соответствии с со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источникам; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким образом, обязанность по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду, как в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, так и в виде размещения отходов производства и потребления.
Юридические лица в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 число месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", часть 2 статьи 7 Федерального закона от "Об охране окружающей среды", пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При этом, исходя из пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" твердыми коммунальными отходами признаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из материалов дела следует, что в результате проведения рейдового мероприятия на территории "адрес" "Дата" Управлением Росприроднадзора по Астраханской области обнаружено 10 свалок ТБО.
По данному факту в отношении главы администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с проведением административного расследования.
В рамках административного расследования установлено, что у администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" отсутствуют документы, регламентирующие собственную деятельность в области обращения с отходами, в связи с чем глава администрации муниципального образования "Бирюковский сельсовет" Салихов И.М. привлечен к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что, администрация муниципального образования " " ... " сельсовет" не относится к лицам в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" осуществляют хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами к деятельности администрации муниципального образования " " ... " сельсовет" " ... " района Астраханской области не относятся.
При этом факт нахождения свалок ТБО на территории муниципального образования " " ... " сельсовет" не свидетельствует о том, что деятельностью администрации муниципального образования оказывается негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, районный суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях главы администрации муниципального образования " " ... " сельсовет " Салихова И.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы, изложенные в жалобе, по сути сводятся к переоценке доказательств, исследованных районным судом, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену состоявшегося решения по делу, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, жалобу Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.