Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
Судей Шевченко С.В., Шкарупиной С.А.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на заочное решение Центрального районного суда г.Калининграда от 1 марта 2016 года, которым на Правительство Калининградской области и Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность выдать Куликовой Л.И. государственный жилищный сертификат на состав семьи 1 человек.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., возражения представителя Куликовой Л.И. по доверенности Кияницкой А.Е., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликова Л.И. обратилась в суд, указав, что относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. На основании заявления в администрацию МО "Светлогорский район" она была включена в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N153.
Однако, в апреле 2013 года Министерством социальной политики Калининградской области в оформлении государственного жилищного сертификата ей было отказано.
Обратившись в администрацию МО "Светлогорский район", истица была повторно утверждена в списке граждан-участников подпрограммы, на 2016 год под номером N составом семьи 1 человек.
При обращении 28 августа 2015 года в Министерство социальной политики Калининградской области с требованием выдать сертификат, Куликова Л.И. получила ответ, что принятие решения по данному вопросу последует после проверки ее учетного дела. В связи с тем, что до настоящего времени ответа на ее обращение не поступило, просит суд признать незаконным отказ и обязать ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат.
Рассмотрев дело, суд постановилизложенное выше заочное решение.
Определением суда от 17 мая 2016 года в удовлетворении заявления Правительства Калининградской области в отмене заочного решения суда отказано.
В апелляционной жалобе Правительства Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в нарушение требований закона.
Податель жалобы полагает, что предусмотренных законом оснований к удовлетворению иска Куликовой Л.И. не имелось.
Настаивает на том, что истица не обладает правом на обеспечение жильем посредством выдачи ГЖС, такое право ею утрачено, поскольку в настоящее время, проживая в г.Светлогорске и занимая две комнаты, общей площадью "данные изъяты" кв.м, что более учетной нормы, установленной по данному муниципальному образованию, она не является нуждающейся и в этой связи подлежит снятию с учета.
Полагает, что в силу требований жилищного законодательства Куликова Л.И. подлежит снятию с учета нуждающихся в связи с утратой оснований, которые ранее давали право на получение жилья, что исключает получение ГЖС.
В суд апелляционной инстанции явилась представитель Куликовой Л.И.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.
В этой связи суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, истица Куликова Л.И. с 1984 года по 1986 год проживала в г.Ветка Гомельской области, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет "данные изъяты" группу инвалидности.
2 сентября 1993 года Куликовой Л.И. выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как лицу, подлежащему переселению из зоны отчуждения.
Из материалов дела следует, что после переезда в г.Светлогорск Калининградской области истица постановлением главы администрации г. Светлогорска от 3 марта 1993 года поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в число получателей государственных жилищных сертификатов составом семьи 2 человека - она и сын Я.
Основанием постановки на учет явился п.6 (20) Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденных решением Калининградского облисполкома от 29 декабря 1984 года N 257.
В соответствии с пп.6 п.20 названных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников.
Из материалов дела следует и это подтверждено данными учетного дела, что в указанный период времени истица и ее сын проживали в общежитии, расположенном по адресу: "адрес", занимая две комнаты, площадью "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м.
Впоследствии, после вступления сына истицы в брак, решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 13 июля 2006 года удовлетворены исковые требования Куликовой Л.И. и П. о признании М. - невестки и Ч. - внука членами семьи нанимателя - Куликовой Л.И.
Постановлением Главы Светлогорского ГО в составе семьи Куликовой Л.И. включены М. и Ч.
В 2010 году в целях упорядочения нумерации жилых помещений администрацией МО "Городское поселение "Город Светлогорск" издано постановление N от 1 февраля 2010 года, в соответствии с которым жилым помещениям жилого дома по "адрес", ранее использовавшимся в качестве общежития, присвоен статус коммунальных квартир.
В соответствии с указанным постановлением помещениям, расположенным на 1-ом этаже жилого дома, присвоен статус коммунальной квартиры N, на 2-ом этаже - квартиры N, на мансарде - квартиры N. в двухэтажной пристройке - квартиры N.
Расположенная на первом этаже коммунальная квартира N, в которой так и осталась проживать Куликова Л.И., признана состоящей из 4-х жилых помещений (каждое из которых площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м) и 4-х нежилых : кухни, санузла, двух коридоров.
Материалами дела подтверждено, что Куликова Л.И., проживающая в указанном жилом помещении, занимала две комнаты, площадью "данные изъяты" кв.м и "данные изъяты" кв.м, которые являлись изолированными и смежными по отношению к друг другу.
10 августа 2010 года между Куликовой Л.И. и администрацией МО "Городское поселение "Город Светлогорск" заключен договор социального найма, по условиям которого Куликовой Л.И. на состав семьи, включая сына, невестку и внука предоставлено жилое помещение, состоящее из 2-х смежных комнат, площадью "данные изъяты" кв.м, по упомянутому выше адресу проживания.
Впоследствии постановлением администрации МО "Светлогорский район" от 17 июля 2012 года в связи с приобретением сыном и его семьей и квартиры N дома N по "адрес" из состава семьи Куликовой Л.И. исключены Я., М. и Ч.
В настоящее время, согласно копии лицевого счета от 28 января 2016 года, в комнате N- N квартиры N дома N по "адрес" зарегистрирована Куликова Л.И., которая там и проживает.
Разрешая заявленные Куликовой Л.И. требования и соглашаясь с их обоснованностью, суд первой инстанции, тщательно, полно и правильно установив по делу все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, приняв во внимание доводы, приводимые истицей, а также возражения ответчика, обоснованно исходил из того, что истица, относящаяся к категории граждан, указанных в ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N имеет право на льготы в виде обеспечения жилой площадью. Указанное право возникло у Куликовой Л.И. на законном основании и до настоящего времени не утрачено, что и послужило основанием к удолдветворении иска.
С законностью такого решения суда апелляционная инстанция соглашается.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Калининградской области со ссылками на отсутствие оснований к удовлетворению иска по мотиву обеспечения истицы жильем более учетной нормы, установленной в муниципальном образовании, не могут быть признаны состоятельными, изложенные в оспариваемом решении выводы суда не опровергают.
Так, в соответствии со ст.1 Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статьей 13 упомянутого закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации ( п.2 части 1 ст.13 Закона).
В соответствии со ст. 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона (в редакции, действующей на момент принятия Куликовой Л.И. на учет нуждающихся), гарантируются обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Впоследствии указанная норма материального права претерпевала изменения, в частности в редакции Федерального Закона N 17 от 02.02.2006 года обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью осуществлялось в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).
Единственной формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем указанной выше категории является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ГЖС).
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Правилами предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанными Правилами установлен порядок выпуска и реализации ГЖС "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" изначально на 2002 - 2010 годы, а впоследствии на 2011-2015 годы.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил право на получение такой выплаты в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При этом в соответствии с упомянутыми выше Правилами выпуска и реализации ГЖС ... на 2002 - 2010 годы право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из положений Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года и Правил ... следует, что граждане имеют право на обеспечение жильем граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г.
Как следует из материалов дела, истица была поставлена на учет нуждающихся в 1993 году в соответствии с положениями ранее действующего законодательства - нормами ЖК РСФСР, предусматривающими, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР ( ст.28 ЖК РСФСР).
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были приведены в ст.29 ЖК РСФСР, в соответствии с положениями которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в частности, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучение ( п.5 ст.29 ЖК РСФСР).
Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденных решением Калининградского облисполкома от 29 декабря 1984 года N 257, предусматривалось аналогичное основание для признания граждан нуждающимися в улучшение жилищных условий - проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучение ( пп.6 п.20 Правил).
Из материалов дела следует, что именно по указанному основанию, как проживающая в общежитии, Куликова Л.И. и была принята на учет нуждающихся.
В силу приведенных выше требований ранее действующего законодательства проживание граждан в общежитиях являлось самостоятельным основанием для признания их нуждающимися, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Позиция подателя апелляционной жалобы со ссылками на то, что в настоящее время Куликова Л.И., проживающая в том же жилом помещении, ранее являвшимся общежитием, а теперь учтенным в качестве коммунальной квартиры и занимающая две комнаты, общей площадью "данные изъяты" кв.м, что более учетной нормы, установленной по данному муниципальному образованию, не является нуждающейся и в этой связи подлежит снятию с учета, ошибочна.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Куликова Л.И., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В этой связи Куликова Л.И. правомерно не была снята администрацией МО "Светлогорский район" с учета нуждающихся, включена в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и подлежит обеспечению жильем посредством выдачи ГЖС, обязанность по выдаче которого Куликовой Л.И. на состав семьи 1 человек с обязательством о сдаче ранее занимаемого жилья правомерно возложена на Правительство Калининградской области и Министерство социальной политики Калининградской области.
С четом изложенного доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно.
Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими трудовыми правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда г.Калининграда от 1 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.