Белгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Ю.А.,
при секретаре Веремеевой И.А.,
с участием представителя административного истца первого заместителя прокурора Белгородской области - Кирилловой М.А.,
представителя административного ответчика Правительства Белгородской области - Савиной Е.Н.,
представителя заинтересованного лица Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области - Бондаренко Е.В.,
представителя заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области Пересыпкина А.И.,
специалистов - Пересыпкиной В.С., Чужиковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Белгородской области о признании не действующим в части постановления Правительства Белгородской области от 8.02.2016 г. N 31-пп "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2016 год",
установил:
постановлением Правительства Белгородской области N 31-пп от 8.02.2016 г., опубликованным 10.02.2016 г. на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (http://www.zakon.belregion.ru), а также 11.02.2016 г. на официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2016 год (далее - Территориальная программа).
Первый заместитель прокурора Белгородской области с учетом уточнения требований (т. 3 л.д.15-16) обратился в суд с административным иском о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления судебного решения в законную силу положений VIII раздела Территориальной программы, а именно:
- подпункта 1 пункта 2 абзаца 5 раздела VIII в части установления в 2016 году объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) за счет бюджета области - 0,363 посещения на 1 жителя;
- подпункта 2 пункта 2 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи в связи с заболеваниями в рамках базовой программы ОМС - 1,888 обращения;
- пункта 3 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 0,0018 случая лечения на 1 жителя;
- пункта 4 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС - 0,171 случая госпитализации на одно застрахованное лицо, а также за счет бюджета области - 0,0161 случая госпитализации на 1 жителя;
- пункта 3 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета области - 1112 рублей;
- пункта 5 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 11241,4 руб.;
- пункта 6 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета области - 60690,2 руб.;
- пункта 8 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета области - 1485,1 руб.
В обоснование заявленных требований первый заместитель прокурора Белгородской области ссылался на то, что в оспариваемых положениях Территориальной программы ряд нормативов объема медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2016 год ниже, чем установлено в Федеральной программе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 г. N 1382, что является недопустимым и существенно снижает уровень правовых гарантий жителей Белгородской области на бесплатную медицинскую помощь.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Правительства Белгородской области возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что постановление Правительства Белгородской области от 8.02.2016 г. N 31-пп принято в пределах предоставленных полномочий. При утверждении Территориальной программы, Правительством области не нарушены, а строго соблюдены, требования статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 г. N 1382, учтены разъяснения, содержащиеся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 11-9/10/2-7796 от 21.12.2015 г. Федеральное законодательство не содержит запретов на установление нормативов ниже средних. Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов (т. 2 л.д. 9-14; 128-131).
Представители Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области, поддерживая позицию Правительства Белгородской области, просили в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, специалистов, суд приходит к следующему:
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом N 323-ФЗ от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон N 323-ФЗ) (пункт 3 статьи 1).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам названного Федерального закона применяются нормы указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Часть 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ предусматривает, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливаются в том числе средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (пункт 5 части 5 статьи 80 Закона N 323-ФЗ).
В силу статьи 81 Закона N 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в том числе объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования (часть 2).
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (часть 3).
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 3 вышеуказанного закона обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1);
базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8).
В силу статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть. 2).
В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3).
В соответствии со статьей 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 2).
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 г. N 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год (далее - Федеральная программа).
Вышеуказанная программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Разделом VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объема медицинской помощи.
Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе определяются в единицах объема в расчете на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - в расчете на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и на 2016 год составляют:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,6 посещения на 1 жителя;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,98 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,004 случая лечения на 1 жителя;
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,17214 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,021 случая госпитализации на 1 жителя.
Разделом VII Федеральной программы утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2016 год, которые составляют:
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 11498 руб.;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1126,5 руб.;
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 66612,3 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1785,1 руб.
Также в разделе VII Федеральной программы предусмотрено, что подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5.05.2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
В разделе I Федеральной программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Постановлением Правительства Белгородской области N 31-пп от 8.02.2016 г. утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2016 год.
Пунктом 5 вышеуказанного постановления предусмотрено, что последнее вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2016 г.
Постановление опубликовано на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" http://www.zakon.belregion.ru - 10.02.2016 г., а также 11.02.2016 г. на официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Проверяя порядок принятия вышеуказанного нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Правительства Белгородской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и лицами, участвующими в деле не оспаривались.
Целями Территориальной программы являются: создание единого механизма реализации конституционных прав жителей Белгородской области на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования; обеспечение доступности медицинской помощи жителям Белгородской области, в том числе проживающим в отдаленных населенных пунктах в сельской местности; повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения области. Территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), являющаяся составной частью Программы, реализуется за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом, Территориальная программа, наряду с иным, включает в себя - средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования (раздел VIII).
Территориальные нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе составляют (абзац 5):
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемых:
с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) за счет бюджета области - 0,363 посещения на 1 жителя (подпункт 1 пункт 2);
в связи с заболеваниями в рамках базовой программы ОМС - 1,888 обращения (подпункт 2 пункта 2);
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 0,0018 случая лечения на 1 жителя (пункт 3);
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС - 0,171 случая госпитализации на одно застрахованное лицо, а также за счет бюджета области - 0,0161 случая госпитализации на 1 жителя (пункт 4);
Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные исходя из расходов на ее оказание и на 2016 год составляют (абзац 8):
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета области - 1112 рублей (пункт 3);
на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 11241,4 руб. (пункт 5);
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета области - 60690,2 руб. (пункт 6);
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета области - 1485,1 руб. (пункт 8).
Сопоставив указанные выше положения Территориальной программы, оспариваемые административным истцом, с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы объема медицинской помощи, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2016 год, суд приходит к выводу о том, что установленные Правительством Белгородской области в постановлении N 31-пп от 8.02.2016 г. нормативы являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, что не оспаривалось стороной административного ответчика в судебном заседании.
Вместе с тем, проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства в системном единстве с положениями части 3 статьи 81 Закона N 323-ФЗ и статьи 8 Закона N 326-ФЗ, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, утвержденных стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, суд приходит к выводу, что Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год. Поскольку предусмотренные Федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектом Российской Федерации в территориальной программе в меньшем размере. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды, объемы оказания медицинской помощи, между тем в Территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с Федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Федеральная программа определяет средние нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат, в связи с чем, субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учетом структуры заболеваемости населения, особенностей половозрастного состава населения, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций, не могут быть признаны судом обоснованными.
В данном случае федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установилобъемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемые первым заместителем прокурора Белгородской области положения Территориальной программы не соответствуют требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и обязательного медицинского страхования, имеющих большую юридическую силу, что нарушает право неопределенного круга лиц - жителей Белгородской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан, он подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
В соответствии с положениями частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика - Правительство Белгородской области следует возложить обязанность по опубликованию решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (http://www.zakon.belregion.ru), на официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), где был ранее опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Белгородской области о признании не действующим в части постановления Правительства Белгородской области от 8.02.2016 г. N 31-пп "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2016 год" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания жителям Белгородской области медицинской помощи на 2016 год:
подпункт 1 пункта 2 абзаца 5 раздела VIII в части установления в 2016 году объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) за счет бюджета области - 0,363 посещения на 1 жителя;
подпункт 2 пункта 2 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи в связи с заболеваниями в рамках базовой программы ОМС - 1,888 обращения;
пункт 3 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 0,0018 случая лечения на 1 жителя;
пункт 4 абзаца 5 раздела VIII в части установления объема медицинской помощи специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в рамках базовой программы ОМС - 0,171 случая госпитализации на одно застрахованное лицо, а также за счет бюджета области - 0,0161 случая госпитализации на 1 жителя;
пункт 3 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета области - 1112 руб.;
пункт 5 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет бюджета области - 11241,4 руб.;
пункт 6 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета области - 60690,2 руб.;
пункт 8 абзаца 8 раздела VIII в части установления норматива финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета области - 1485,1 руб.
Обязать Правительство Белгородской области в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (http://www.zakon.belregion.ru), на официальном интернет - портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 1 августа 2016 года.
Судья -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.