16 июня 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Рачиной К.А., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Прутян О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В.
дело по апелляционной жалобе Череменского В.И. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2014 года, которым постановлено:
Иск Управления социальной защиты населения района Орехово-Борисово-Южное г. Москвы к Череменскому ВИ о взыскании суммы неосновательного обогащения- удовлетворить.
Взыскать с Череменского В.И. в пользу Управления социальной защиты населения района Орехово-Борисово-Южное г. Москвы сумму неосновательного обогащения в размере ***руб.
Взыскать с Череменского ВИ в доход бюджета г. Москвы госпошлину в размере ***руб.,
установила:
УСЗН района Орехово-Борисово-Южное г. Москвы обратилось в суд с иском к Череменскому В.И. о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде незаконно полученной региональной социальной доплаты за период с 01.09.2010 г. по 31.01.2011 г., с 01.11.2011 г. по 31.10.2013 г. в размере ***коп.
В обоснование требований истец указывал, что ответчик с 23.06.2009 г. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер из средств бюджета города Москвы и был обязан уведомить об обстоятельствах влекущих прекращение ее выплаты или изменение размера. Однако 17.01.2014 г. Череменский В.И. представил в Управление справку с места работы, в которой указано, что с 01.01.2012 г. по настоящее время Череменский В.И. состоит на службе в ФГКУ "***" в должности диспетчера, в системе МЧС с 31.10.2011 г. по 31.12.2011 г. Также была представлена выписка из индивидуального лицевого счета, в которой имеются периоды работы Череменского В.И. с 02.08.2010 г. по 31.01.2011 г. в ОАО "Коримос", с 01.10.2011 г. по 31.12.2012 г. в Агентстве гражданской защиты, при этом ранее о своем трудоустройстве в Управление не сообщал. В связи с тем, что Череменский В.И. своевременно не сообщил в Управление об устройстве на работу, образовалась возникшая по его вине переплата бюджетных средств.
Представитель истца по доверенности Гостеевская С.А. в судебном заседании исковые требований поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Череменского В.И.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Череменский В.И.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08.06.2016 г. постановлено: перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции; произведена замена истца Управления социальной защиты населения района Орехово-Борисово-Южное г. Москвы его правопреемником Управлением социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Гостеевскую С.А., ответчика Череменского В.И. и его представителя по заявлению в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Михайлову А.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене в соответствии с положениями ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, исходя из следующего:
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;
7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Признавая извещение ответчика Череменского В.И. надлежащим, суд первой инстанции указал, что ответчик Череменский В.И. был извещен о слушании дела надлежащим образом, однако, как видно из материалов дела, оно назначалось к слушанию единожды: на 13.10.2014 г. Данных, свидетельствующих о надлежащем извещении ответчика о слушании дела 13.10.2014 г., материалы дела не содержат. Направленное Череменскому В.И. судебное извещение возвратилось в суд без вручения адресату (л.д. 104). При таких обстоятельствах, поскольку дело было рассмотрено в отсутствие ответчика, который не был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, решение суда подлежит безусловной отмене.
Судебная коллегия, при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего:
Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 г. N 1462-ПП и с 01.01.2010 г. перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП, с 01.01.2010 г. для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В п. 33 указанного Порядка предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (пп. "з").
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 г. N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012 г., так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 г. N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, Череменский В.И. является получателем пенсии по 3 группе инвалидности с 20.05.2008 г., а также с 23.06.2009 г. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер в связи с обращением Череменского В.И. в Управление с трудовой книжкой, где имелась запись об увольнении 22.06.2009 г. При подаче заявления Череменский В.И. был ознакомлен под роспись о необходимости информировать Управление о поступлении на работу, изменении места работы и должности, любом перерасчете, в том числе изменении состава семьи, изменении места жительства (л.д.12).
С 01.11.2013 г. выплата региональной социальной доплаты к пенсии была прекращена на основании сведений, поступивших в УСЗН 17.01.2014 г. о работе Череменского В.И. с 02.08.2010 г. по 31.01.2011 г. в ОАО "Коримос", с 01.10.2011 г. по 31.12.2012 г. в Агентстве гражданской защиты, с 01.01.2012 г. по настоящее время в ФГКУ "***" в должности диспетчера, в системе МЧС с 31.10.2011 г. по 31.12.2011 г.
В связи с тем, что Череменский В.И. своевременно не сообщил в Управление об устройстве на работу, образовалась по его вине переплата бюджетных средств. Управлением было вынесено решение о переплате бюджетных средств от 30.01.2014 г. N 2300 в размере ***коп. за период с 01.09.2010 г. по 31.01.2011 г., с 01.11.2011 г. по 31.10.2013 г.
Исходя из изложенного выше, руководствуясь положениями Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", учитывая, что основания для принятия истцом решения от 30.01.2014 г. N 2300 имелись, так как, ответчик, являясь получателем региональной социальной доплаты, не исполнил установленную обязанность по сообщению УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования УСЗН ЮАО г. Москвы являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в пользу истца с Череменского В.И. подлежит взысканию незаконно полученная сумма региональной социальной доплаты за период с 01.09.2010 г. по 31.01.2011 г., с 01.11.2011 г. по 31.10.2013 г. в размере *** коп., а также на основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в доход бюджета г. Москвы размере ***коп.
Доводы ответчика о том, что его трудоустройство в ГУ МЧС России по г. Москве на должность ФГКУ "***" на основании участия как инвалида третей группы в государственной программе "Доступная среда- 2011-2015 годы" не влечет за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты судебная коллегия отклоняет исходя из следующего:
В соответствии с п. 6 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии (региональную социальную доплату к пенсии) имеют пенсионеры, занятые на отдельных должностях в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), государственных учреждениях центры занятости населения, отделах записи актов гражданского состояния, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней (пп. "г"); инвалиды 3 группы, работающие на предприятиях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а также на расположенных в городе Москве специализированных предприятиях и в организациях Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), независимо от занимаемой должности (пп. "л").
Согласно п.п.11, 12 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП организации, применяющие труд инвалидов, определяются Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Перечень специализированных организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов определяется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы по представлениям московских городских организаций Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов.
Между тем, доказательств того, занимаемая истцом должность (диспетчер) и организация, в которой он осуществляет трудовую деятельность ФГКУ "***" дает ему право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, с учетом вышеприведенного Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, не представлено; из пояснений представителя истца в заседании судебной коллегии следует, что ФГКУ "***" согласно имеющимся в Управлении спискам Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы не относится к предприятиям, применяющим труд инвалидов, а доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2014 года отменить.
Взыскать с Череменского В.И. в пользу Управления социальной защиты населения Южного административного округа г. Москвы сумму неосновательного обогащения в размере ***коп.
Взыскать с Череменского В.И. в доход бюджета г. Москвы госпошлину в размере *** коп.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.