16 июня 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М., Рачиной К.А.,
с участием прокурора Левенко С.В.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Зыкова С.А. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 июня 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Зыкова С.А. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете ежемесячной денежной суммы компенсации в счет возмещения вреда здоровью, взыскании недополученных сумм - отказать,
установила:
Зыков С.А. 25.03.2015 направил в суд иск к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой ответчиком в возмещение вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в котором с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 18-20) просил об обязании ответчика выплачивать указанную компенсацию в ежемесячном размере *** руб., начиная с 01.07.2015, а также о взыскании задолженности по ежемесячным суммам возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 02.11.2010 по 30.06.2015 в сумме *** руб., мотивируя обращение тем, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, с *** ему установлена *** группа инвалидности, в связи с чем ответчик производит выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, однако размер такой компенсации определен ответчиком без учета наиболее выгодной для истца индексации за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 с применением индексов 1.63, 1.18, 1.14, в связи с чем ежемесячная денежная компенсация выплачивается истцу в заниженном размере.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика против удовлетворения требований возражала.
30.06.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Зыков С.А. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Сомовой М.В., срок на подачу которой восстановлен определением суда от 01.10.2015.
В заседание судебной коллегии истец Зыков С.А. и представитель ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом (л.д. 56-59).
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Зыков С.А., *** года рождения, уволен с военной службы *** по п. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья); *** Зыкову С.А. установлена *** группа инвалидности бессрочно по причине радиационно обусловленного заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ответчик Военный комиссариат города Москвы производит истцу выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Указанным Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ порядок определения сумм возмещения вреда изменен, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья, установив твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности: инвалидам I группы - 5 000 рублей, инвалидам II группы - 2 500 рублей, инвалидам III группы - 1 000 рублей. Кроме того, Федеральным законом от 12.02.2001 N 5-ФЗ были внесены изменения в ст. 5 базового Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 и предусмотрено, что компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также предусмотрено, что размеры выплат, предусмотренных ч.ч. 1 и 2 ст. 2 указанного закона, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П признаны не противоречащими Конституции РФ находящиеся в системном единстве положения ст. 3 и п. 3 ст. 4 ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001), ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 3 и 4 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Этим же Постановлением от 19.06.2002 N 11-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12.02.2001) и ч. 3 ст. 3 ФЗ от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер и предусмотрено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
В Постановлении от 19.06.2002 N 11-П указано, что при определении размеров денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда чернобыльцам, законодатель вправе был взять за основу их исчисления любую базовую сумму (в том числе 100 руб.), но не ниже ранее установленной расчетной суммы (83 руб. 49 коп.), сохранив прежний коэффициент ее повышения (кратность); данный подход был использован при внесении изменений в базовый Закон в связи с принятием ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ", ФЗ от 12.02.2001 и ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ст. 3 и 4). При этом, однако, законодателю надлежало предусмотреть такой механизм индексации сумм возмещения вреда, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни. Между тем установленный взаимосвязанными нормами ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции от 12.02.2001 и ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 порядок индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ, перечисленным требованиям не отвечает, поскольку величина такого прожиточного минимума до настоящего времени официально не определялась, что исключает саму возможность индексации соответствующих сумм возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ "О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Ст. 3 Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1) и ч.ч. 1 и 2 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19.06.2002 исходя из уровня инфляции, установленного ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и ФЗ от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством РФ; выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов; порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством РФ.
Во исполнение указанного Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", которое предусматривает индексацию ежемесячных денежных компенсаций за период с 19.06.2002 по 31.03.2004 с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", в связи с чем размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам *** группы составил: с 19.06.2002 по 30.06.2002 - *** руб., с 01.07.2002 по 31.12.2002 - *** руб., с 01.01.2003 по 31.12.2003 - *** руб., с 01.01.2004 по 31.05.2004 - *** руб.
С учетом последующих Постановлений Правительства РФ об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ее размер инвалидам *** группы составил: с 01.01.2005 - *** руб., с 01.01.2006 - *** руб., с 01.01.2007 - *** руб., с 01.01.2008 - *** руб., с 01.01.2009 - *** руб., с 01.01.2010 - *** руб.
Из материалов дела следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, назначена Зыкову С.А. с 01.12.2010 в размере *** руб., которая в период с 01.01.2011 по 01.01.2015 проиндексирована на коэффициенты 1,065 х 1,06 х 1,055 х 1,05 х 1,055 на основании соответствующих Постановлений Правительства РФ и на 01.01.2015 составляет *** руб., в размере которой ответчик и производит выплаты истцу (л.д. 37).
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 N 364-О указано, что взаимосвязанные положения ст. 1, п. 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - по их конституционно-правовому смыслу в соответствии с правовыми позициями, выраженными в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19.06.2002 по 29.05.2004 - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений; в случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Учитывая, что Зыков С.А. является получателем ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, установленной ему с 01.12.2010 в соответствии с положениями п. 15 ч. 1 ст. 14 Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и на момент разрешения спора законодательно определены условия индексации за спорный период, которые и применены к выплачиваемой истцу компенсации, то оснований полагать, что ответчик выплачивает истцу ежемесячную компенсацию в заниженном размере, не имеется.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было; доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании подлежащего применению законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зыкова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.