12 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Климовой С.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Морозовой М.В.
на решение Таганского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении искового заявления Морозовой М.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве о выплате средств материального стимулирования - отказать",
установила:
Морозова М.В. обратилась в суд с иском к ИФНС России N 9 по г. Москве, с учетом уточнений, просила взыскать с ответчика в свою пользу средства материального стимулирования за второй и третий квартал 2015 года в общем размере *** руб., денежную компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ, компенсацию морального вреда в размере *** руб., почтовые расходы в размере *** руб. *** коп., - в обоснование своих требований ссылаясь на то, что с 07.11.2013 года проходила государственную гражданскую службу у ответчика, замещая непосредственно перед увольнением должность *** отдела работы с налогоплательщиками; 14.10.2015 года уволена с замещаемой должности по собственной инициативе, однако, как указывает истец, средства материального стимулирования, являющиеся составной частью денежного содержания гражданского служащего, ей выплачены не были в нарушение условий заключенного между сторонами служебного контракта и требований нормативных актов, регламентирующих оплату труда у ответчика, полагала, что правовых оснований для не выплаты у ответчика не имелось, поскольку указанные премии входят в систему оплаты труда и носят систематический характер.
В судебном заседании Морозова М.В. исковые требования поддержала, представитель ИФНС России N 9 по г. Москве иск не признал.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Морозова М.В.
Проверив материалы дела, выслушав Морозову М.В., представителя ИФНС России N 9 по г. Москве - Утешеву Ю.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 07.11.2013 года Морозова М.В. состояла в трудовых отношениях с ИФНС России N 9 по г. Москве на условиях служебного контракта от 07.11.2013 года N *** и дополнительных соглашений к нему, на момент увольнения замещала должность *** отдела работы с налогоплательщиками.
Приказом ответчика от 14.10.2015 года N *** служебный контракт с Морозовой М.В. был прекращен, истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы 14.10.2015 года на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (по собственной инициативе).
Сторонами не оспаривалось, что при увольнении с истцом был произведен окончательный расчет, при этом, выплата средств материального стимулирования по итогам работы за второй и третий квартал 2015 года не производилась.
Условиями заключенного между сторонами служебного контракта истцу установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью в размере *** руб. в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин) в размере *** руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере 15% этого оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере *** руб. в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Также производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 9-11).
Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим ИФНС России N 9 по г. Москве предусмотрено, что премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на инспекцию. Выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции. Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий. Вновь принятым на работу, принятым на работу в порядке перевода и прекратившим трудовые отношения в связи с выходом на пенсию, увольнением по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, по сокращению штата и в связи с реорганизацией, по истечении срока служебного контракта и призывом на военную службу премия начисляется пропорционально отработанному времени в периоде, за который производится премирование, в иных случаях увольнения - выплата премии не производится (раздел II).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Пунктами 2, 3 данного Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверхустановленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (пункт 4 Порядка).
Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих (п. 5 Порядка).
Как следует из материалов дела, комиссией по оценке эффективной деятельности ИНФС России N 9 по г. Москве на заседании 15.12.2015 года рассматривался вопрос о выплате Морозовой М.В. средств материального стимулирования за 2 и 3 квартал 2015 года, однако, учитывая, что истец была уволена 14.10.2015 года по собственной инициативе, что не является уважительной причиной для сохранения за уволенным сотрудником средств материального стимулирования, то комиссией было принято решение об отсутствии оснований для начисления и выплаты истцу требуемых денежных средств.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании средств материального стимулирования, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий служебного контракта, Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим ИФНС России N 9 по г. Москве, Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N 90н, а также положений ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пришел к правильному выводу о том, что премии являются одним из видов поощрения работника за достижения в работе, носят переменный характер, зависят от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда, устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателе, а их выплата относится к исключительной компетенции работодателя.
Поскольку нарушений трудовых прав истца по основаниям, изложенным в иске, судом установлено не было, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку причитающихся выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ и компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами в указанной выше части, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
При этом, судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Учитывая изложенное, у суда отсутствовали правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца спорных средств материального стимулирования, поскольку решение о выплате премии и определение ее размера принимается исключительно работодателем в пределах его полномочий при наличии достаточных к тому оснований, с учетом сложности и оперативности выполнения работ соответствующими работниками. При этом, ссылки истца на дискриминационный характер действий работодателя по лишению ее данных выплат, несостоятельны, надлежащими доказательствами не подтверждены.
В связи с изложенным выше доводы апелляционной жалобы о том, что средства материального стимулирования, по поводу которых возник спор, являются гарантированной составляющей общего вознаграждения, несостоятельны, так как противоречат приведенным выше нормам права.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозовой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.