Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Вишняковой Н.Е.,
судей Ефимовой И.Е., Казаковой О.Н.,
при секретаре *** О.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.,
дело по апелляционной жалобе Шальнова А.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Шальнова А.В. к Военному комиссариату г. Москвы об обжаловании отказа выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01.02.2015 г., обязании выплатить денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения удовлетворить частично.
Признать отказ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 26.01.2012 года незаконным.
Взыскать с военного комиссариата г. Москвы в пользу Шальнова А.В. компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере *** руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать,
установила:
Истец Шальнов А.В. обратился в суд с иском к ответчику Военному комиссариату г. Москвы об обжаловании отказа выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01.02.2015 г., обязании выплатить денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что обратился в военный комиссариат города Москвы по вопросу выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения. В осуществлении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01.02.2005 года было отказано со ссылкой на отсутствие у военного комиссариата города Москвы выписки из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, формируемого в соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года N 1054. Истец указывает, что при подаче в военный комиссариат города Москвы вышеназванного обращения им были представлены все необходимые документы, среди которых был список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (выписка) оформленный Администрацией Конаковского района Тверской области по форме N 3. В 1997 году он был уволен из рядов Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Имея продолжительность военной службы 22 года 5 месяцев, при увольнении, он не был обеспечен жильем. На основании заявления истца от 28.08.1997 года N 246 он и его семья в составе 4-х человек были поставлены на учет на улучшение жилищных условий (Постановление Главы Конаковского района от 09.09.1997 г. N 491). В последующем он был неправомерно снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением Конаковского районного суда Тверской области по делу N2- 1081/2012 от 28 сентября 2012 г. действия органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий были признаны не законными. Суд обязал Администрацию Конаковского района Тверской области восстановить истца в очереди качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 21 июня 2000 года, после чего Постановлением Администрации Конаковского района Тверской области от 16.08.2013 года N 978 он вновь был поставлен (восстановлен) на учет для предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Дополнительно в ОВК по Академическому району г Москвы 11 февраля 2015 г. он предоставил: заявление от 11.02.2015 Шальнова А.В. о не обеспечении его и членов его семьи жильем от МО РФ, копию свидетельства о государственной регистрации права от 26.02.2001 г. Шальновой М.И. (его матери), копию свидетельства о расторжении брака Шальнова А.В. и Голубевой Я.В. Поскольку военный комиссариат города Москвы по сути не оспаривает права истца на получение денежной компенсации, однако такую компенсацию не выплачивает, истец считает такое бездействие военного комиссариата города Москвы не законными и нарушающим конституционное право на жилище. Истец просил признать незаконным отказ военного комиссариата города Москвы в осуществлении ему выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с 01.02.2005 года. С учетом уточненного просил обязать выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения с 01.02.2005 г. по 30.06.2013 г. по *** руб. в месяц, с 01.07.2013 г. по настоящее время *** руб. в месяц.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности *** Е.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав истца, его представителя *** Д.Е., допущенного к участию в процессе в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика по доверенности *** Е.Ю., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных правовых положений следует, что военнослужащие-граждане, не обеспеченные при увольнении с их согласия с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают право на обеспечение жильем, а при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в г. Москве и г. Санкт-Петербурге выплачивается в размере, не превышающем *** рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при следующих условиях: совместно с военнослужащим гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на, учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
При этом, согласно Постановлениям Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N3-П от 03.032.2010 N3-П, также связанных с проверкой конституционности абз.2 п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", право на получение ежемесячной денежной компенсации за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий распространяется вне зависимости от того, когда они (граждане) были уволены с военной службы, даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, места постановки на такой учет органа власти, в котором гражданин встал на учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в 1997 году истец был уволен из рядов Вооруженных сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Имея продолжительность военной службы 22 года 5 месяцев, при увольнении, он не был обеспечен жильем.
На основании заявления истца от 28.08.1997 года N 246 он и его семья в составе четырех человек были поставлены на учет на улучшение жилищных условий (Постановление Главы Конаковского района от 09.09.1997 г. N 491).
Постановлением администрации Конаковского района Тверской области от 21.06.2000 г. N 412 истец был снят с учета нуждающихся на улучшение жилищных условий.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 28.09.2012 года (вступившим в законную силу 30.10.2012 г.) постановление администрации Конаковского района Тверской области от 21.06.2000 г. N 412 признано незаконным. Администрацию города Конаково Тверской области суд обязал восстановить истца в очереди на улучшение жилищных условий с 21.06.2000 г.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" утверждено Приложение N1 и Приложении N2.
В соответствии с пунктом 2, пунктом 3 Приложения N 2 выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется через военные комиссариаты по месту воинского учета, лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации - по месту пенсионного учета.
Решение о выплате денежной компенсации принимается военными комиссарами субъектов Российской Федерации: гражданам, уволенным с военной службы, по ходатайствам военных комиссаров районов (городов) - по месту их воинского учета, либо лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации - по месту их пенсионного учета.
Согласно пункту 4 Приложения N 2 для принятия решения о выплате денежной компенсации к заявлению прилагаются следующие документы: выписка из списка очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, формируемого в соответствии с требованиями пункта 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (форма N 3); копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного с соблюдением условий договора найма (поднайма) жилого помещения, предусмотренных гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации; копии приказов об увольнении и исключении военнослужащего из списков воинской части (организации), заверенные в установленном порядке; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Таким образом, для получения компенсации за наем (поднаем) жилого помещения гражданин обязан обратиться лично в отдел военного комиссариата или в военный комиссариат путем подачи письменного обращения с приложением всех необходимых документов для принятия соответствующего решения.
Истец Шальнов А.В. за вышеуказанными выплатами обратился в военный комиссариат города Москвы (через отдел по Академическому району) только 26.01.2015 года (вх. N193). Ранее за указанными выплатами истец не обращался.
13.03.2015 года военным комиссариатом города Москвы истцу произведена единовременная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 01.11.2013 года по 30.04.2015 года в размере *** руб. Указанные денежные средства истцом получены.
20.07.2015 года военным комиссариатом города Москвы был произведен расчет к поручению N*** от 20.07.2015 года на доплату к единовременной выплате денежной компенсации за наем жилого помещения Шальнову А.В. за период с 01.11.2013 года по 30.04.2015 года в размере *** руб. Указанные денежные средства были переведены на расчетный счет Шальнова А.В.
Шальнову А.В. за период с 01.05.2015 года по 21.03.2016 года назначена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в размере *** руб. ежемесячно.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда первой инстанции Военным Комиссариатом г. Москвы не обжалуется. Истцом обжалуется решение суда только в части применения срока исковой давности и отказа в выплате денежных средств за период начиная с 01.02.2005 года.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения предоставлено ряду категорий граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от места постановки на такой учет и органа государственной власти, в котором гражданин встал на этот учет, истец имеет право на получение заявленной им денежной компенсации, поскольку при увольнении из рядов Вооруженных сил РФ жильем не обеспечен, состоит в очереди на улучшение жилищных условий до настоящего времени. В указанной части решение суда никем из лиц, участвующих в деле не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не усматривает основания для проверки решения суда в указанной части.
Определяя размер компенсации за наем жилого помещения, подлежащий взысканию в пользу истца, суд первой инстанции верно установил, что право на получение денежной компенсации носит уведомительный характер, а с заявлением о такой выплате, истец обратился лишь 26.01.2015 года. Учитывая, что ответчиком было заявлено о применении срока исковой давности при разрешении настоящего спора, а к спорным правоотношениям подлежит применению общий срок исковой давности в три года, то является верным вывод суда первой инстанции о выплате денежной компенсации только с 26.01.2012 года. В виду того, что ответчиком в добровольном, досудебном порядке истцу была уже произведена денежная компенсация за период с 01.11.2013 года по 30.04.2015 года, а с 01.05.2015 года назначена постоянная денежная выплата, то является правильным вывод суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу истца денежной суммы за период с 01.02.2012 года по октябрь 2013 года в размере *** рублей .
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы истца о том, что к спорным правоотношениям срок исковой давности применён быть не может, поскольку требования, на которые исковая давность не распространяется определены в ст. 208 ГК РФ. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Учитывая, что ни ГК РФ, ни специальным законом " О статусе военнослужащих" не предусмотрено ограничение по сроку исковой давности, то данный довод апелляционной жалобы не может служить основанием к изменению решения суда.
Учитывая, что обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, решение суда могло бы быть отменено, судебной коллегией не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года - оставить без изменений, апелляционную жалобу Шальнова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.