Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.,
судей Смирновой Ю.А., Казаковой О.Н.,
при секретаре Д.Н.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционному представлению Киреевского межрайонного прокурора г. Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Киреевского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обустроить горизонтальную площадку на подходах к железнодорожному переезду 327 км. Перегон "Присады-Дедилово" на протяжении 10 метров от крайнего рельса при движении со стороны п. Болоховский Киреевского района Тульской области - отказать.
установила:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ОАО РЖД, ссылаясь на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения при содержания подходов к железнодорожному переезду 327 км перегона "Присады-Дедилово" в ходе которой установлено, что состояние данного переезда не соответствует техническим регламентам, устанавливающим обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов. В соответствии с постановлением правительства Тульской области от 06 декабря 2011 г. N 233 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тульской области" автомобильная дорога Болохово - Шварц - автоподъезд к населенному пункту Стубленка км.0+000-км. 4+500 Киреевского района Тульской области, протяженностью 4500 км является автодорогой межмуниципального значения. Согласно распоряжению Правительства Тульской области от 18 апреля 2012 г. N 180-р автомобильная дорога Болохово - Шварц - автоподъезд к населенному пункту Стубленка км.0+000-км 4+500 Киреевского района Тульской области передана на праве оперативного управления государственному учреждению Тульской области "Тулаавтодор" (ГУ ТО "Тулаавтодор"). Согласно свидетельству о государственной регистрации права * от 17 апреля 2008 г. производственно-технологической комплекс Узловской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги, включая железнодорожный переезд 327 км перегона "Присады-Дедилово" протяженностью 13 м лит. 26 по адресу Тульская область, Киреевский район 327 км, является собственностью ОАО "Российские железные дороги". В соответствии с ГОСТ Р 50 597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Пунктом 3.6.3 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного переезда, утвержденной МПС РФ 01 июля 2000 года N ЦП-774 установлено, что переезды должны иметь типовой настил и подъезды, огражденные столбиками или перилами. Согласно пункта 3.6.5 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012 г. N *, на существующих переездах на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле должна иметь горизонтальную площадку. Отсутствие горизонтальной площадки на железнодорожном переезде 327 км. перегона "Присады-Дедилово", находящемся в пересечении на одном уровне с автомобильной дорогой Болохово-Шварц-автоподъезд к населенному пункту Стубленка км.0+000-км 4+500 Киреевского района Тульской области, свидетельствует о ненадлежащем исполнении ОАО "РЖД" обязанностей по содержанию участка автомобильной дороги, расположенной в границе железнодорожного переезда. В связи с излоенным истец просил обязать ОАО "Российские железные дороги" обустроить горизонтальную площадку на подходе к железнодорожному переезду 327 км перегона "Присады-Дедилово" на протяжении 10 метров от крайнего рельса при движении со стороны п. Болоховский Киреевского района Тульской области.
Представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" Короткова В.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по доверенности Брусенцова Е.Н. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила требования Киреевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Представитель третьего лица Государственного учреждения Тульской области "Тулавтодор" в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате, времени и месте извещался надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого, как незаконного просит истец по доводам апелляционного представления, ссылаясь на то, что железнодорожный переезд 327 км. перегона "Присады-Дедилово" является путем общего пользования, пункты 79,80 раздела 5 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, на которые сослался суд, относятся к путям не общего пользования, в связи с чем не подлежат применению к спорным правоотношениям; применению подлежит Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная МПС РФ 01 июля 2000 года, и Инструкция текущему по содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2012 года.
Представитель истца Лекомцева Ю.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Короткова В.В., в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционного представления не признала.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по доверенности Брусенцова Е.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, поддержала позицию истца.
Представитель третьего лица Государственное учреждение Тульской области "Тулавтодор" по доверенности Махинчук Н.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции, явилась, поддержала позицию истца.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела нарушений перечисленных в ст. 330 ГПК РФ, которые являются основаниями для отмены или изменения решения суда, судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся на балансе Узловской дистанции пути. В ходе проверки установлено, что на данном железнодорожном переезде при движении со стороны н.п. Стубленка (п. Болоховский) на расстоянии на протяжении 10 метров от крайнего рельса автомобильная дорога в продольном профиле не имеет горизонтальную площадку, или уклон, обусловленный превышением одного рельса над другим. Продольный уклон подхода автомобильной дороги к переезду на протяжении менее 20 м перед переездом более 50%.
ОАО "РЖД" представлено техническое обоснование в котором указано, что на переезде 327 км ПК 5 "Присады-Дедилово" уклон автомобильной дороги с правой стороны составляет 47%, с левой стороны 48,5% то есть, если устраивать горизонтальную площадку на расстоянии 10 метров от головки рельса, то перепад уровня с существующей автодорогой составит с правой стороны 48.5 см., с левой стороны 48.5 см., что в свою очередь сделает невозможным проезд автотранспорта через железнодорожный переезд. Таким образом, обустройство (возведение) горизонтальной площадки приведет к перепаду уровня горизонтальной площадки с существующей автодорогой, что в свою очередь приведет к образованию "ступени" на проезжей части и сделает невозможным проезд автотранспорта через железнодорожный переезд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Киреевского транспортного прокурора, применив положения Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Отраслевых дорожных норм. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса России от 03 октября 2002 г. N *р и введенных 03 октября 2002 г., Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказа Министерства транспорты РФ от 31 июля 2015 года N 237 "Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов", суд первой инстанции исходил из того, что работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей, в том числе работы по обустройству (возведению) горизонтальной десятиметровой площадки в обе стороны от крайних рельсов на железнодорожном переезде осуществляется за счет средств владельцев этих автомобильных дорог. Для определения точности уклона автомобильной дороги, работы по их замерам должны проводиться балансодержателем автомобильной дороги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными судом доказательствами и отвечают требованиям норм материального права.
Рассматривая настоящее дело в пределах доводов апелляционного представления прокурора в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия признает доводы апелляционного представления не состоятельными.
Согласно распоряжению правительства Тульской области от 18 апреля 2012 г. N * автомобильная дорога Болохово - Шварц - автоподъезд к населенному Пункту Стубленка км. 0+000 - км 4+500 Киреевского района Тульской области Передана на праве оперативного управления государственному учреждению Тульской области "Тулаавтодор" (далее ГУ ТО "Тулаавтодор").
Уставом ГУ ТО "Тулаавтодор", установлено, что учреждение является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Тульской области на основе государственного задания. Предметом деятельности Учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Тульской области.
Согласно п. 2.4. Устава ГУ ТО "Тулаавтодор" осуществляет строительство, реконструкцию, содержание и ремонт автомобильных дорог, мостов и сооружений на них.
В соответствии с п. 1.5. Устава государственного учреждения Тульской области "Тулаавтодор" учредителем учреждения является Тульская область в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. К функциям учредителя относится, в том числе формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг.
В силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В развитие данной нормы приказом Минтранса России от 31 июля 2015 года N 237 утверждены Условия эксплуатации железнодорожных переездов, в соответствии с п.п. 79, 80 которых владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства.
Ремонт путевых устройств на железнодорожных переездах обеспечивается в плановом порядке владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования. При капитальном ремонте железнодорожного пути должен выполняться капитальный ремонт железнодорожных переездов. Объем работ при ремонте по каждому железнодорожному переезду определяется с учетом местных условий владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования с составлением калькуляций.
Работы по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда, установке и демонтажу временных дорожных знаков обеспечиваются владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Работы по содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ.
Работы по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции участков автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов (за исключением настила и проезжей части междупутья железнодорожного переезда) производятся собственником (владельцем) этих участков дорог по согласованию с владельцами железнодорожных путей.
Довод апелляционного представления о том, что приведенные выше Условия относятся к путям не общего пользования, основан на неправильном толковании Приказа Минтранса России.
Так, в соответствии с разделом 1 Условий, настоящие условия устанавливают общие положения, классификацию и порядок определения категорий железнодорожных переездов железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт) независимо от их принадлежности; требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним.
Настоящие Условия обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций.
В соответствии с п. 7 разд. 1 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.
Владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
Пункты 79, 80 Условий регламентируют порядок содержания и ремонта железнодорожных переездов для владельцев инфраструктуры (куда включены пути общего пользования) и владельцев железнодорожных путей не общего пользования.
Таким образом, поскольку инфраструктура железнодорожного транспорта включает в себя пути общего пользования, требования пунктов 79, 80 Условий применяются как к путям общего пользования, так и к путям не общего пользования.
Таким образом, суд первой инстанции при разрешении вопроса об ответственности владельца железнодорожных путей в рассматриваемой ситуации обоснованно применил положения Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2015 N 237.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционного представления не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.