Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Килиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-020/2016 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" (ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ") обратилось в Московской городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просило установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5; с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.31; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корпус 3; с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 31, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере 345 669 000 рублей, 432 470 000 рублей, 102 273 000 рублей, 257 665 000 рублей, 319 608 000 рублей, соответственно.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором указанных земельных участков. По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2013 года установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 478 871 522,12 рублей, 708 735 449,84 рублей, 151 437 539 рублей, 317 390 377 рублей, 406 532 882,08 рублей, соответственно. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. При этом права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" по доверенности Островский А.Л. поддержал заявленные административные требования с учетом их уточнения.
Представитель административных ответчиков Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы по доверенности Белова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие со стороны административного истца доказательств, подтверждающих заявленные требования, полагала, что выводы судебной оценочной экспертизы о величине рыночной стоимости объектов оценки не могут быть признаны обоснованными.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" является арендатором земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5; с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.31; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корпус 3; с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10 088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 31, предоставленных в пользование на условиях аренды.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2013 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:02:0016002:36 по состоянию на 01 января 2013 года составила 406 532 882, 08 рублей, с кадастровым номером 77:09:0001004:24 - 478871522,12 рублей, с кадастровым номером 77:02:0007003:4 - 151 437 539 рублей, с кадастровым номером 77:04:0002006:142 - 317 390 377 рублей, с кадастровым номером 77:09:0005016:1 - 708 735 449, 84 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.
Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Следовательно, административный истец, являясь арендатором земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере их действительной рыночной стоимости.
Доводы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что земельные участки не могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции, не свидетельствуют о невозможности определения в отношении данных объектов недвижимости их рыночной стоимости.
Утверждения административных ответчиков о том, что истец, требуя установления рыночной стоимости земельного участка, по существу оспаривает его потенциальную цену продажи и пытается в одностороннем порядке изменить условия договора аренды, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Более того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В силу статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" представило отчеты об оценке от 27 января 2014 года N 206/2013/1, N205/2013/1, N207/2013/1, N211/2013/1, N209/2013/1, выполненные ООО "АФК-Аудит", в соответствии с которыми рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24, с кадастровым номером 77:09:0005016:1, с кадастровым номером 77:02:0007003:4, с кадастровым номером 77:02:0016002:36, с кадастровым номером 77:04:0002006:142 по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 344 200 000 рублей, 437 900 000 рублей, 110700000 рублей, 314 200 000 рублей, 254 600 000 рублей, соответственно.
Согласно положительным заключениям N1025/2014/1 от 23 апреля 2014 года, N215/2014-2 от 14 февраля 2014 года, N2015/2014-3 от 14 февраля 2014 года, N1025/2014/2 от 23 апреля 2014 года, N1025/2014/3 от 23 апреля 2014 года, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" отчеты об оценке от 27 января 2014 года N 206/2013/1, N205/2013/1, N207/2013/1, N211/2013/1, N209/2013/1 соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 28 марта 2014 года и от 19 мая 2014 года отклонены заявления ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания на представленные административным истцом отчеты об оценке от 27 января 2014 года N 206/2013/1, N205/2013/1, N207/2013/1, N211/2013/1, N209/2013/1, в которых административные ответчики выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной в них величины рыночной стоимости земельных участков ввиду несоответствия отчетов требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объектов недвижимости) судом исследовались представленные административным истцом отчеты об оценке на предмет их соответствия законодательству об оценочной деятельности, в том числе с учетом доводов письменных возражений Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.
В связи с наличием явных противоречий в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 27 января 2014 года N 206/2013/1, N205/2013/1, N207/2013/1, N211/2013/1, N209/2013/1, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 26 октября 2015 года по ходатайству представителя административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено эксперту ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" - Артемову В.И.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 января 2016 года, отчеты об оценке NN 206/2013/1,205/2013/1, 207/2013/1, 209/2013/1, 211/2013/1 от 27 января 2014 года не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет. В отчетах об оценке NN206/2013/1, 205/2013/1, 207/2013/1, 209/2013/1, 211/2013/1 от 27 января 2014 года не соблюдены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки; допущены нарушения, способные повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки; в отчетах неправильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости; выявлены ошибки при выполнении математических действий; информация, использованная оценщиком в отчетах об оценке, не является достоверной, достаточной и проверяемой. Эксперт заключил, что по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б, составляет 345 669 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей площадью 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5, составляет 432 470 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.31 - 102 273 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корп.3 - 257 665 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл.31 - 319 608 000 рублей.
Вместе с тем, исследовательская часть экспертного заключения от 26 января 2016 года содержит выводы о несоответствии отчетов об оценке от 27 января 2014 года, представленных истцом, требованиям Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года, то есть не действовавшего на момент составления отчетов.
Поскольку заключение эксперта в части разрешения вопроса о соответствии представленных истцом отчетов об оценке объектов недвижимости требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной, не содержит достаточно полного и ясного ответа, в соответствии с частью 1 статьи 83 КАС РФ определением суда от 19 февраля 2016 года по делу была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза по тем же вопросам, производство которой поручено тому же эксперту.
В заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы от 25 марта 2016 года эксперт пришел к аналогичным выводам относительно рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года и о несоответствии отчетов об оценке NN 206/2013/1,205/2013/1, 207/2013/1, 209/2013/1, 211/2013/1 от 27 января 2014 года, представленных истцом, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик.
При этом судебный эксперт руководствовался положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 2 июля 2007 года N256, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 2 июля 2007 года N255, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N3), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 2 июля 2007 года N254, в редакции, действовавшей на момент составления отчетов об оценке.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы от 26 января 2016 года (с учетом заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы от 25 марта 2016 года) у суда не имеется, поскольку эксперт ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ" - Артемов В.И., подготовивший заключения, имеет соответствующее высшее образование по специальностям инженера-строителя, экономиста, его стаж экспертной работы и оценочной деятельности составляет более 19 лет; эксперт является членом саморегулируемой организации оценщиков НП "Кадастр-оценка", прошел профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация - оценка стоимости предприятий (бизнеса)" в Межотраслевом ИПК Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, его ответственность застрахована в СОАО "ВСК". Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Суд считает, что указание в исследовательской части заключения судебной оценочной экспертизы от 26 января 2016 года на несоответствие отчетов об оценке от 27 января 2014 года, представленных истцом, требованиям Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года, на правильность выводов экспертного заключения не повлияло, поскольку эксперт проверил указанные отчеты на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также федеральных стандартов оценки ФСО N1, ФСО N2 и ФСО N3, в редакции, действующей на момент составления отчетов, о чем подробно указано в заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы от 25 марта 2016 года.
Таким образом, анализ экспертного заключения (с учетом заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы от 25 марта 2016 года) свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Представитель административного истца ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" выводы экспертного заключения (с учетом заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы) не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5; с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.31; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корпус 3; с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 31, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 345 669 000 рублей, 432 470 000 рублей, 102 273 000 рублей, 257 665 000 рублей, 319 608 000 рублей, соответственно.
Административные ответчики обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы (с учетом заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы), а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Доводы административных ответчиков о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость земельных участков, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что заключение судебной оценочной экспертизы от 26 января 2016 года (с учетом заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы от 25 марта 2016 года) является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, и может быть положено в основу решения.
Таким образом, результаты отчетов об оценке от 27 января 2014 года N 206/2013/1, N205/2013/1, N207/2013/1, N211/2013/1, N209/2013/1, на которые ссылался административный истец в обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости и определенной по состоянию на 01 января 2013 года, полностью опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ", установив кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5; с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл.31; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корпус 3; с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 31, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 345 669 000 рублей, 432 470 000 рублей, 102 273 000 рублей, 257 665 000 рублей, 319 608 000 рублей, соответственно.
Из материалов дела судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. С соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0007003:4 и 77:09:0005016:1 истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, 05 марта 2014 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0016002:36 и 77:04:0002006:142, 77:09:0001004:24 истец обратился в Комиссию - 28 апреля 2014 года.
В силу положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В настоящее время результаты очередной государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года утверждены Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", следовательно, до даты внесения сведения данной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости подлежит применению установленная судом в отношении спорных земельных участков кадастровая стоимость.
Поскольку ЗАО "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков обратилось в Комиссию 05 марта 2014 года и 28 апреля 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
решил:
Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества "РОЛЬФ ЭСТЕЙТ" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001004:24, общей площадью 10772 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 345 669 000 (триста сорок пять миллионов шестьсот шестьдесят девять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей площадью 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 432 470 000 (четыреста тридцать два миллиона четыреста семьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 31, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 102 273 000 (сто два миллиона двести семьдесят три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корп.3, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 257 665 000 (двести пятьдесят семь миллионов шестьсот шестьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10 088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл.31, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере 319 608 000 (триста девятнадцать миллионов шестьсот восемь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:09:0001004:24 расположенного по адресу: г. Москва Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей площадью 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5; с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 31; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корп.3, с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10 088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл.31, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и по 31 декабря 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:04:0016002:36, общей площадью 10 088 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл.31; с кадастровым номером 77:09:0001004:24, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, вл.63Б; с кадастровым номером 77:04:0002006:142, общей площадью 7100 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, вл.24, корп.3, считать - 28 апреля 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 77:02:0007003:4, общей площадью 4092,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, вл. 31; с кадастровым номером 77:09:0005016:1, общей площадью 14177 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, 2-й Магистральный тупик, вл.5, считать - 05 марта 2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.