Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Килиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-220/16 по административному исковому заявлению Принцевой Л.В., Извекова О.В., Серикова В.В., Тырина С.И., Базрова А.Б. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Принцева Л.В., Извеков О.В., Сериков В.В., Тырин С.И., Базров А.Б. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***, расположенных по адресу: ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере ***. соответственно.
В обоснование административных исковых требований истцы ссылаются на то, что являются собственниками данных земельных участков. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2014 г. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: *** составила в размере *** руб., 8 295 561,25 руб., соответственно. Истцы полагают, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает их права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере. Административные истцы считают, что права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в соответствии с отчетами об оценке NN WS 1012.1/15, WS 1012.2/15, WS 1012.3/15, WS 1012.4/15, WS 1012.5/15, WS 1012.6/15 от 02 декабря 2015, подготовленными ООО "Аргент Бизнес" в размере *** руб. соответственно.
Представитель административных истцов по доверенности Мысов Д.И. в судебном заседании поддержал административные исковые требования полностью, указав о том, что административные истцы согласны с заключением судебной оценочной экспертизы, которая фактически подтвердила отчеты, которые истцы представили в обоснование заявленных требований.
Заинтересованное лицо Принцев В.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Великанов А.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, истцы имеют своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что, по мнению ответчиков, недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Принцевой Л.В., Извекова О.В., Серикова В.В., Тырина С.И., Базрова А.Б. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Базрову А.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***; Извекову О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***; Принцевой Л.В. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***; Серикову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***; Тырину С.И. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***, общей площадью *** кв.м и *** кв.м. соответственно, расположенные по адресу: ***, что подтверждается представленными в материалы дела нотариально заверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности (т.1, л.д. 31-37).
На основании брачного договора от 16 ноября 2015 года собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, является Принцев В.Н. , право собственности которого зарегистрировано в ЕГРП Управления Росреестра по Москве 20 ноября 2015 года.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, *** по состоянию на 01 января 2014 года составила ***, соответственно.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В силу положений пунктов 1, 2 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Принцева Л.В., Извеков О.В., Сериков В.В., Тырин С.И., Базров А.Б., будучи сособственниками спорных земельных участков, являются плательщиками налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости объектов недвижимости, следовательно, их обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости и является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административных истцах, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, Принцева Л.В., Извеков О.В., Сериков В.В., Тырин С.И., Базров А.Б. представили в суд отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков NN WS 1012.1/15, WS 1012.2/15, WS 1012.3/15, WS 1012.4/15, WS 1012.5/15, WS 1012.6/15 от 02 декабря 2015, составленные ООО "Аргент Бизнес", и положительные экспертные заключения от 20 декабря 2015 года на указанные отчеты, подготовленные Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Согласно указанным отчетам об оценке по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, *** определена в размере *** руб., соответственно.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, и в целях проверки подготовленных оценщиком отчетов на их соответствие законодательству об оценочной деятельности по ходатайству представителя административных истцов определением суда от 01 марта 2016 года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Экспертно-правовое бюро" ***
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 18 апреля 2016 года отчеты об оценке NN WS 1012.1/15, WS 1012.2/15, WS 1012.3/15, WS 1012.4/15, WS 1012.5/15, WS 1012.6/15 от 02 декабря 2015 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации Российского общества оценщиков. Требования федеральных стандартов оценки, предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки, оценщиком соблюдены. Отказы от использования подходов в оценке оценщиком обоснованы. Нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, оценщиком не допущены. Факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, определены правильно. Ошибки при выполнении математических действий оценщиком не допускались. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной и проверяемой.
По результатам проведенных исследований эксперт пришел к выводу о том, что итоговые величины рыночной стоимости объектов оценки, определенные оценщиком в отчетах об оценке NN WS 1012.1/15, WS 1012.2/15, WS 1012.3/15, WS 1012.4/15, WS 1012.5/15, WS 1012.6/15 от 02 декабря 2015, подтверждается. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, *** составляет ***, соответственно.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы, у суда не имеется, поскольку эксперт ***, подготовившая рассматриваемое заключение, имеет высшее образование по специальности "Экономическая кибернетика", прошла профессиональную переподготовку по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности"; является членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Деловой Союз Оценщиков". Эксперт *** предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; выводы экспертного заключения полностью согласуются с его исследовательской частью.
Таким образом, определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость спорных объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основано на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Суд приходит к выводу, что заключение судебной оценочной полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, которое может быть положено в основу решения.
Административные истцы, а также заинтересованное лицо Принцев В.Н. выводы экспертного заключения не оспаривали.
Административные ответчики обоснованных возражений на представленные отчеты об оценке, на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в отчетах об оценке и заключении судебной оценочной экспертизы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление Принцевой Л.В., Извекова О.В., Серикова В.В., Тырина С.И., Базрова А.Б., установив кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, расположенных по адресу: ***, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере ***, соответственно.
Возражая против удовлетворения административного иска, административные ответчики полагали, что истцы, требуя установления в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков и внесения ее в ГКН в качестве кадастровой стоимости для целей налогообложения, фактически имеют своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж.
Однако, суд полагает, что приведенные ответчиками доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку в силу пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорных объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. Указанные нормы права не содержат условий об обязательном согласовании уменьшения (изменения) кадастровой стоимости объекта недвижимости с органами государственной власти, устанавливающими и взимающими налоги и сборы на территории РФ, при этом целью судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости, а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с разъяснения, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку Принцева Л.В., Извеков О.В., Сериков В.В., Тырин С.И., Базров А.Б. с исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка обратились в суд 25 декабря 2015 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Следовательно, установленная настоящим решением кадастровая стоимость спорных земельных участков применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Принцевой Людмилы Васильевны, Извекова Олега Вадимовича, Серикова Валерия Владимировича, Тырина Сергея Ивановича, Базрова Александра Борисовича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, расположенных по адресу: ***, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, ***, *** - считать 25 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.