Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Бугурусланского межрайонного прокурора Оренбургской области Максимова В.А. и дополнения к нему на постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланский сыродельный завод",
установил:
постановлением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2016 года общество с ограниченной ответственностью "Бугурусланский сыродельный завод" (далее - ООО "Бугурусланский сыродельный завод", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В протесте, поданном в Оренбургский областной суд, и дополнении к нему прокурор Бугурусланского межрайонного прокурора Оренбургской области Максимов В.А. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях должностное лицо административного органа полагает, что постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста и дополнения к нему, заслушав мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Оренбургской области Пасечник Е.И., поддержавшей доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Управление Роспотребнадзора) по Оренбургской области от 20 апреля 2016 года N 16-56-В в отношении ООО "Бугурусланский сыродельный завод" проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения обществом обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В ходе проверки выявлено, что на территории предприятия ООО "Бугурусланский сыродельный завод":
- для сбора мусора и пищевых отходов предусмотрены три раздельных контейнера с крышками, установленные на площадке с твердым покрытием, однако на момент проверки 27 апреля 2016 года утилизация твердых бытовых отходов осуществляется на территории путем сжигания в металлической емкости, вблизи которой разбросаны отходы, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки;
- с северной стороны ограждения произошла утечка жидких отходов, что привело к загрязнению почвы, примерная площадь загрязнения 500 кв.м;
- используются осветительные устройства, в которых содержится ртуть, находящаяся в агрегатном состоянии в виде паров. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации, однако документы (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры), подтверждающие данный факт, к проверке не представлены.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 23 мая 2016 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием к привлечению ООО "Бугурусланский сыродельный завод" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В протесте прокурора ставится вопрос об отмене постановления судьи районного суда ввиду того, что должностное лицо Северо-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области вышел за рамки проведения внеплановой проверки в отношении ООО "Бугурусланский сыродельный завод", поскольку во исполнение поручения Правительства РФ, а также Приказа руководителя Управления Роспотребнадзора от 29 марта 2016 года N 222 должностное лицо правомочно было проводить проверку лишь качества молока и молочной продукции, а не соблюдение ООО "Бугурусланский сыродельный завод" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Полагает, что в данном случае проведение проверки подлежало согласованию с органами прокуратуры.
Доводы протеста нельзя признать состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.
В соответствии п. 2 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ необходимость согласования проведения проверки с органами прокуратуры предусмотрена только в случае проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Из материалов дела следует, что настоящая проверка проведена должностным лицом с целью исполнения Приказа руководителя Управления Роспотребнадзора РФ от 29 марта 2016 года N 222 "О проведении проверок молока и молочной продукции", изданного в соответствии с поручением Правительства РФ (п. 3 ч. 1 протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков от 01 марта 2016 года N 1), то есть в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно Приказу от 29 марта 2016 года N 222 руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту приказано совместно с Управлениями Россельхознадзора по субъектам РФ и органами прокуратуры по субъектам РФ продолжить работу по проведению внеплановых проверок в 2016 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и реализации молока и молочной продукции.
При таких обстоятельствах, положения Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки деятельности ООО "Бугурусланский сыродельный завод", соблюдены, оснований, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.
Между тем с выводами судьи районного суда о привлечении ООО "Бугурусланский сыродельный завод" по ст. 8.2 КоАП РФ нельзя согласиться по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы (протеста) и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствие со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), его виновность в совершении административного правонарушения.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства), обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу требований ст. 11 Закона об отходах производства юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
При этом деятельность по накоплению отходов как разновидность деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности юридического лица или предпринимателя по обращению с отходами, заключающимся в накоплении отходов в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; осуществляется специализированной организацией и в специально оборудованных для этого местах.
Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на соответствующий административный орган.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в ходе проверки выявлено, что на территории предприятия ООО "Бугурусланский сыродельный завод" для сбора мусора и пищевых отходов предусмотрены три раздельных контейнера с крышками, установленные на площадке с твердым покрытием, однако на момент проверки 27 апреля 2016 года утилизация твердых бытовых отходов осуществляется на территории путем сжигания в металлической емкости, вблизи которой разбросаны отходы, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки.
Между тем доказательств того, что ООО "Бугурусланский сыродельный завод" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по сбору и обезвреживанию отходов, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности ООО "Бугурусланский сыродельный завод".
Наличие контейнеров для сбора мусора и пищевых отходов, установленных на площадке с твердым покрытием, не свидетельствует о нарушении ООО "Бугурусланский сыродельный завод" экологических требований. Нарушений конкретных положений Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 80 2003 (вместе с "2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы". "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". "Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года), ООО "Бугурусланский сыродельный завод" не вменено.
Отсутствие документов (договора, акта выполненных работ, счета-фактуры), подтверждающие сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у юридического лица специализированными организациями, не свидетельствует о наличии состава вмененного административного правонарушения, поскольку должностным лицом административного органа факт накопления ртутьсодержащих ламп у ООО "Бугурусланский сыродельный завод" не установлен. Доказательства, свидетельствующие о том, что общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, в материалах дела отсутствуют.
Наличие выявленной утечки жидких отходов, которая привела к загрязнению почвы, не может повлечь привлечение ООО "Бугурусланский сыродельный завод" к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены в СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05 августа 1988 года N 4690-88.
Согласно п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии с п. 3.1 раздела 3 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
Сведений о том, что ООО "Бугурусланский сыродельный завод" осуществляет деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов, материалы дела не содержат.
Кроме того, Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не рассматривают сточные воды, отводимые с помощью централизованной системы водоотведения, в качестве жидких бытовых отходов, в связи с чем деятельность заявителя по водоотведению сточных вод с помощью централизованной системы водоотведения (канализации) не относится к деятельности по обращению с отходами для целей Закона об отходах производства.
Между тем деятельность ООО "Бугурусланский сыродельный завод" связана с переработкой молока и производством сыра, соответственно, нарушения, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны атмосферного воздуха, допущенные обществом при осуществлении данной деятельности, должны квалифицироваться по иным статьям КоАП РФ.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что ООО "Бугурусланский сыродельный завод" не является субъектом вмененного ему правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене в связи с отсутствием состава правонарушения. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
протест прокурора Бугурусланского межрайонного прокурора Оренбургской области Максимова В.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бугурусланский сыродельный завод" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.