Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" по жалобе представителя У.А.Т. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " от 25 февраля 2016 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 20 июня 2016 года,
установил:
25 февраля 2016 года постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... "
Не согласившись с постановлением административного органа от 25 февраля 2016 года, представитель УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" У.А.Т. обратился с жалобой в Ворошиловский районный суд г. Волгограда, в которой просил отменить постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " от 25 февраля 2016 года, производство по делу прекратить.
Решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июня 2016 года постановление административного органа было оставлено без изменения, а жалоба представителя УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" У.А.Т., - без удовлетворения.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, представитель УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" У.А.Т. оспаривает законность и обоснованность постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " от 25 февраля 2016 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июня 2016 года, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" У.А.Т., поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление административного органа от 25 февраля 2016 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июня 2016 года подлежащими отмене.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных в ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Пунктом 9 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N632, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и иному надзору от 8 июня 2006 года N557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 30 минут на основании приказа N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов", с целью соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что проверяемая организация осуществляет хозяйственную деятельность на территории г. Волгограда и зарегистрирована в качестве юридического лица и поставлена на учёт ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером N " ... ". Основным видом деятельности по коду ОКВЭД 80.22.22 является "обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов имеющих среднее профессиональное образование", и не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
На момент проверки УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" эксплуатирует нежилое помещение общей площадью N " ... " по адресу: "адрес" на основании договора аренды недвижимого имущества N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, а на ДД.ММ.ГГГГ - на основании договора субаренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ". На указанных площадях имеются офисные помещения.
Среднесписочная численность сотрудников в УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" -9 человек. Дополнительные подразделения отсутствуют.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " при осуществлении хозяйственной деятельности в 2015 году в УДПО "ВИПИК руководящих кадров и специалистов" образуются отходы 4,5 классов опасности, в том числе: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности делопроизводства - код по ФККО 4 05 122 02 60 5, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный - код по ФККО 7 33 100 01 72 4, и другие виды отходов.
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N404-ФЗ), негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N632 и предусматривает взимание платы, в том числе и за размещение отходов. Пунктом 1 указанного Порядка установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц (именуемых природопользователями), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно статье 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
На момент проверки установлено, что УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления вносится с нарушением сроков, а именно: плата за 1 квартал 2015 года внесена ДД.ММ.ГГГГ согласно платежному поручению N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке не позднее ДД.ММ.ГГГГ; за 2 квартал 2015 года внесена ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке не позднее ДД.ММ.ГГГГ; за 3 квартал 2015 года внесена ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, при установленном сроке не позднее ДД.ММ.ГГГГ По указанным платежным поручениям за 1, 2, 3 кварталы 2015 года оплата произведена с нарушением установленного срока.
Невнесение в установленный законом срок (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) платы за негативное воздействие на окружающую среду, является нарушением требований п.п. 1,2,3 ст. 16 федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", устанавливающего срок уплаты платы "не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом".
Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия", осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.
По мнению административного органа и судьи районного суда, причиной допущенного нарушения является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей юридического лица УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов".
Вместе с тем обжалуемые постановление административного органа и решение судьи районного суда нельзя признать законными.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N219-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2014 года 404-ФЗ) в Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2016 г.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Помимо изменения ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ, этот закон был дополнен статьей 16.1, в соответствии с которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N1029 объектами IV категории являются объекты при наличие одновременно следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" относится к объекту осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду или относится к объекту IV категории, материалы административного дела не содержат.
Кроме того, следует признать, что ссылки судьи районного суда в решении от 20 июня 2016 года, на ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, являются необоснованными, поскольку законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Вместе с тем, материалы административного дела не содержат доказательств устанавливающих осуществление учреждением такой деятельности, которая подпадает под вид негативного воздействия, указанный в статье 16 Закона об охране окружающей среды.
В порядке ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Наряду с Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об охране окружающей среды" в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об отходах производства и потребления" были также внесены изменения путем изменения термина "твердые бытовые отходы", на более широкий по своему содержанию термин "твердые коммунальные отходы".
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года) "Об отходах производства и потребления", к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к твёрдым бытовым отходам законодателем были отнесены бытовой и офисный мусор.
При этом, административным органом и судьёй районного суда не выяснялся вопрос о том, относятся ли отходы, образованные при осуществлении хозяйственной деятельности руководящих кадров и специалистов в УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" к твердым бытовым отходам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 данного Кодекса, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено (пункт 33.2).
По сведениям, имеющимся в материалах дела, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" исполнено не было.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N219-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2014 года N404-ФЗ) в Федеральный закон от 10 января 2002 гожа N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2016 года.
Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ проверка в отношении УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов" была проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, после вступления в силу изменений внесенных в Федеральный закон от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении относится в том числе, признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
На основании изложенного, судья вышестоящей инстанции с учётом ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ приходит к выводу о необходимости прекращения производства в отношении УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области Д.А.А. N " ... " от 25 февраля 2016 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 20 июня 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении УДПО "Волгоградский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов", отменить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а производство по делу прекратить.
Судья Волгоградского подпись
областного суда Циренщиков И.А.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.