Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей Шамрай М.С., Маримова В.П.
при секретаре Забурунновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брехачевой О.В. к ГУ РРО ФСС РФ о возложении обязанности зарегистрировать заявление о постановке на учет для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году, по апелляционной жалобе ГУ РРО ФСС РФ на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 марта 2016 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Брехачева О.В. первоначально обратилась в суд с иском к Филиалу N 19 ГУ РРО ФСС РФ об обязании зарегистрировать заявление о постановке на учет для предоставления санаторно-курортного лечения в 2016 году, указав в обоснование заявленных требований, что является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности на санаторно-курортное лечение.
21.12.2015 г. она сдала в филиал N 19 ГУ РРО ФСС РФ медицинскую справку и заявление для получения социальной услуги в 2016 году, однако ее заявление оставлено ответчиком без удовлетворения, с указанием на то, что обращение с заявлением о постановке на учет для получения санаторно-курортного лечения возможно только после обеспечения таким лечением в порядке очередности по ранее зарегистрированной заявке.
Истица считает, что наличие имеющейся заявки от 26.09.2014 г. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение за прошедший период, не реализованной на данный момент, не является основанием для отказа в регистрации нового заявления на последующие периоды. Отказ в постановке на учет лишает ее права на получение гарантированной государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики заболеваний.
Определением Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.03.2016 г. произведена замена ответчика - филиала N 19 ГУ РРО ФСС РФ на ГУ РРО ФСС РФ. Филиал N 19 ГУ РРО ФСС РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом уточненных требований, истица просила суд обязать ГУ РРО ФСС РФ и Филиал N 19 ГУ РРО ФСС РФ зарегистрировать ее заявление от 21.12.2015 г. о постановке на учет для предоставления санаторно-курортного лечения и поставить на очередь с момента подачи заявления.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 марта 2016 г. (с учетом определения об исправлении описки от 10.06.2016 г.) исковые требования Брехачевой О.В. удовлетворены частично. Суд обязал ГУ РРО ФСС РФ зарегистрировать заявление Брехачевой О.В. от 21.12.2015 г. о постановке на учет о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ГУ РРО ФСС РФ ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 111), не явились.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, проверив законность и обоснованность состоявшегося судебного решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Брехачева О.В. является инвалидом 2 группы и у нее имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
26.09.2014 г. Брехачева О.В. обратилась в ГУ РРО ФСС РФ филиал N19 с заявлением и медицинской справкой о предоставлении санаторно-курортного лечения. Предоставленные истцом документы зарегистрированы ответчиком и истец поставлена в очередь на предоставление санаторно-курортного лечения по профилю заболевания.
Из материалов дела также усматривается, что в 2015 году путевка на санаторно-курортное лечение Брехачевой О.В. не была предоставлена.
По состоянию на 20.12.2015 г. номер очередности предоставления санаторно-курортного лечения по профилю заболевания НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
21.12.2015 г. Брехачева О.В. вновь обратилась в филиал N 19 ГУ РРО ФСС РФ с заявлением о постановке на учет для получения санаторно-курортного лечения в 2016 году с приложением справки по форме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.12.2015 г., однако в удовлетворении заявления было отказано, по мотиву того, что ранее истица была поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением на основании заявления от 26.09.2014 г., по состоянию на 21.12.2015 г. ее заявка имеет порядковый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Ей разъяснено право на обращение с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения после обеспечения ее санаторно-курортным лечением в порядке очередности (л.д. 6-8).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Брехачевой О.В. об обязании ответчика зарегистрировать заявление от 21.12.2015 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции руководствовался положениями Конституции РФ, Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", учитывал Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 г. N 271н, которым утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, и исходил из того, что отказ Филиала N 19 ГУ РРО ФСС РФ в регистрации заявления Брехачевой О.В. на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение в 2016 г., учитывая ее своевременное обращение и предоставление необходимых документов, подтверждающих ее нуждаемость в санаторно-курортном лечении, является необоснованным и противоречащим п. 19 Административного регламента. Как указал суд, наличие имеющейся заявки на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, необеспеченной своевременно, в качестве основания для отказа в регистрации нового заявления о предоставлении аналогичной социальной услуги на последующий период вышеперечисленными нормами закона не установлено.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 этого же Закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у ", действующая с 09.03.2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Заявление Брехачевой О.В., поданное ею в 2014 году о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году было рассмотрено филиалом N 19 ГУ РРО ФСС РФ в установленном законом порядке, истец принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности, документы зарегистрированы в установленном законом порядке. По состоянию на 20.12.2015 г. (дата подачи очередного заявления) Брехачева О.В. состоит в списке нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан под номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления в 2014 году.
Отказ ответчика в постановке истицы на учет в 2016 году не лишает ее права на получение гарантированной государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики заболеваний, из очереди на получение санаторно-курортного лечения истец не исключена, в связи с чем у ответчика не имелось законных оснований для регистрации заявления истца от 21.12.2015 г. Кроме того, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы, что регистрация нового заявления истца при наличии предыдущего приведет к удвоению очереди нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан, приведет к нарушению прав иных граждан - получателей набора социальных услуг.
Судебная коллегия полагает, что в связи с тем, что на основании ранее поданного истцом заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, началась правоприменительная процедуры, в рамках которой путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу в последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления, оснований для регистрации последующих заявлений и как следствие - начала новой правоприменительной процедуры, не имеется. Нарушений прав истца со стороны ответчика, отказавшего в регистрации заявления, судебная коллегия не усматривает.
При таком положении отсутствовали основания для удовлетворения требований истицы об обязании ГУ РРО ФСС РФ зарегистрировать заявление от 21.12.2015 г. о постановке на учет о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23.03.2016 г. в данной части подлежит отмене.
Поскольку судебной коллегией не найдено оснований для удовлетворения требований Брехачевой О.В. об обязании ответчика зарегистрировать заявление о постановке на учет о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, следовательно, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения требований Брехачевой О.В. о постановке ее на учет с момента подачи заявления, в том числе и по основаниям изложенным выше. Решением суда первой инстанции в данной части иска Брехачевой О.В. отказано, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с отказом в иске в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-33 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 марта 2016 г. в части удовлетворения требований Брехачевой О.В. об обязании ГУ РРО ФСС РФ зарегистрировать заявление - отменить.
Постановить в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Брехачевой О.В. к ГУ РРО ФСС РФ об обязании зарегистрировать заявление от 21.12.2015 г. о постановке на учет для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - отказать
В остальной части указанное решение оставить без изменения.
Председательствующий :
Судьи:
Мотивированный текст определения изготовлен 11.08.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.