Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Дементьевой М.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению ст. помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю. на решение судьи Тихорецкого районного суда от 05 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района", выразившееся в непринятии достаточных и своевременных мер по государственной регистрации прав на используемое муниципальное имущество. Просил также обязать МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района" принять меры по государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества указанные в приложении к договору о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилищно - коммунальное хозяйство Тихорецкого района" МО Тихорецкий район от 31.08.2015 года N 02-15/1, в частности: здание гаража, площадью 286, 7 кв.м., здание гаража, площадью 542,8 кв.м., здание склада с пристройками, площадью 188, 4 кв.м., здание гаража с пристройками, площадью 592, 9 кв.м., здание диспетчерской, площадью 17,1 кв.м., административное здание, площадью 670, 3 кв.м., здание проходной с пристройками, площадью 107, 7 кв.м., здание мех. мастерской, площадью 104,3 кв.м., здание электромастерской с пристройками, площадью 28, 7 кв.м.
В судебном заседании представитель истца дополнила исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в части обращения Тихорецкого межрайонного прокурора не только в интересах неопределенного круга лиц, но и в интересах МО Тихорецкий район и пояснила, что в результате проведенной Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности в деятельности муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунального хозяйства Тихорецкого района" выявлены существенные нарушения законодательства в указанной сфере. Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что согласно договору от 31.08.2015 года N 02-15/1 и акту приема-передачи от 31.08.2015 года администрацией МО Тихорецкий район передано МУП "ЖКХ Тихорецкого района" муниципальное имущество и закреплено на праве хозяйственного ведения. Функции учредителя муниципального предприятия осуществляет администрация МО Тихорецкий район. При изучении перечня имущества используемого МУП "ЖКХ Тихорецк района", установлено, что по адресу: " ... " расположено девять объектов недвижимости, учтённых в составе основных средств (на балансе) предприятия, а именно: здание гаража, площадью 286,7 кв.м., здание гаража площадью 542,8 кв.м., здание склада с пристройками, площадью 188,4 кв.м., здание гаража с пристройками, площадью 592.9 кв.м., - здание диспетчерской, площадью 17,1 кв.м., административное здание, площадью 670,3 кв.м., здание проходной с пристройками площадью 107,7 кв.м., здание механической мастерской, площадью 104,3 кв.м., здание электромастерской с пристройкой, площадью 28,7 кв.м. В нарушение требований действующего законодательства государственная регистрация права хозяйственного ведения в отношении используемых в настоящее время предприятием объектов недвижимости не осуществлена. На основании изложенного просит удовлетворить исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора.
Представитель ответчика Казацкий М.Г. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что предприятию МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района" администрацией района передано в хозяйственное ведение девять объектов недвижимого муниципального имущества. Государственная пошлина за регистрацию передачи прав хозяйственного ведения на недвижимое имущество для юридического лица составляет " ... " рублей в отношении отдельного объекта недвижимости. В настоящее время свободных денежных средств у предприятия нет для регистрации хозяйственной деятельности. Все свободные денежные средства расходуются на создание рабочих мест, заработную плату, на налоги, сборы, электроэнергию, производство аварийно- восстановительных работ на сетях водоснабжения и водоотведения. МУП "Жилищное коммунальное хозяйство Тихорецкого района" неоднократно письменно обращалось в MО Тихорецкий район для получения финансирования на оплату государстве пошлины по регистрации прав хозяйственного ведения на переданные объекты недвижимости, однако вопрос до настоящего времени не разрешен. Также пояснил, исходя из своих финансовых возможностей приняты достаточные меры для регистрации хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Тихорецкий район Зоткин Р.С. в судебном заседании пояснил, что согласно договору от 31.08.2015 года N 02-15/1 и акту приема-передачи от 31.08.2015 года МУП "ЖКХ Тихорецкого района" передано муниципальное имущество и закреплено на праве хозяйственного ведения. В настоящее время передача прав на хозяйственное ведение объектов недвижимости зарегистрирована в установленном законном порядке. Права собственности на эти объекты в надлежащем порядке зарегистрированы за Администрацией МО Тихорецкий район, которая вправе требовать исполнения договора от 31.08.2015 года, но в настоящий момент не требует. Учитывая финансовое положение предприятия считал, что МУП "Жилищное коммунальное хозяйство Тихорецкого района" приняты все необходимые меры регистрации перехода хозяйственного ведения объектов недвижимости и просит в части иска по нарушению прав и законных интересов администрации МО Тихорецкий район принять решение на усмотрение суда. Полагал, что права неопределенного круга лиц не затронуты, то есть не регистрация прав хозяйственного ведения на объекты недвижимости не нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и в этой части иска просит отказать.
Представитель третьего лица Росреестра, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Суслова Ю.Г. в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Решением Тихорецкого районного суда от 05 мая 2016 года отказано в удовлетворении иска Тихорецкого межрайонного прокурора.
В апелляционном представлении ст. помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск прокурора. В обоснование представления указано, что у суда не имелось оснований к отказу в удовлетворении требований прокурора. Суд неверно пришел к выводу, что обратившись с данным иском, прокурор вторгается в компетенцию контролирующих органов и сторон по заключенному двухстороннему договору о передаче в хозяйственное ведение некоторых объектов недвижимости. Кроме того, судом сделан неверный вывод о том, что интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования Тихорецкий район бездействием ответчика не нарушены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, и заслушав объяснения прокурора Руденко М.В., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" по доверенности Казацкого М.Г., просившего в удовлетворении апелляционного представления отказать, оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда первой инстанции, ст. помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. указывает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения ошибочно указано, что прокурор вторгся в компетенцию контролирующих органов и сторон по заключенному двухстороннему договору и не было учтено, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Между тем, согласно ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы.
Контроль и надзор в области постановки на учет объектов недвижимого имущества осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что ни интересы неопределенного круга лиц, ни интересы муниципального образования нарушены не были.
Кроме того, администрация МО Тихорецкий район не признала нарушения своих законных прав и с требованием за их защитой не обращалась.
Как следует из материалов дела, несмотря на подачу иска в порядке ст. 45 ГПК РФ, Тихорецкая межрайонная прокуратура не предоставила доказательств негативных последствий отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на переданные предприятию объекты недвижимого имущества, а также наличия ущерба для муниципального образования.
В представлении прокурор ссылается на бесконтрольное состояние переданного имущественного комплекса, однако из материалов дела следует, что перечисленные в договоре N02-15/1 от 31.08.2015 года объекты недвижимого имущества приняты на баланс МУП "ЖКХ Тихорецкого района", учтены в декларациях по налогу на имущество предприятия за 2015 год и первый квартал 2016 года, по ним производятся амортизационные начисления, что опровергает доводы прокуратуры.
Что касается доводов представления о нарушении сроков регистрации права хозяйственного ведения, то с указанными доводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку федеральным законом N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не установлен срок регистрации прав на недвижимое имущество. Кроме того, согласно договору N02-15/1 от 31.08.2015 года о передаче в хозяйственное ведение девяти объектов недвижимого муниципального имущества срок для регистрации права не установлен.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 16 федерального закона N122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа государственной власти или органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Из смысла указанной статьи следует, что именно орган местного самоуправления выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа. Лицо, в отношении которого принят акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом местного самоуправления, вправе, но не обязан предоставлять соответствующее заявление.
Как подтверждается материалами дела, объекты недвижимого имущества переданы ответчику во исполнение приказа управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район N70 от 31.08.2015 года "О закреплении недвижимого муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования Тихорецкий район, являющегося актом органа местного самоуправления.
Таким образом, доводы представления о нарушении государственных интересов, выраженных в федеральных законах, являются не состоятельными.
Кроме того, в настоящее время МУП "ЖКХ Тихорецкого района" в соответствии с условиями договора N02-15/1 от 31.08.2015 года зарегистрировало право хозяйственного ведения в отношении занимаемого предприятием административного здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая установленные в ходе рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований прокурора о признании бездействия муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Тихорецкого района".
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихорецкого районного суда от 05 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.