СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Смирновой Н.И.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 07 июля 2016 года дело по апелляционной жалобе Грибова Е.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 года, которым Грибову Е.В. в иске к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным приказа о назначении служебной проверки от "Дата обезличена" "Номер обезличен", о признании незаконным заключения служебной проверки от "Дата обезличена", о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения с гражданской службы от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к, о восстановлении в должности "Должность обезличена" с "Дата обезличена", о взыскании заработка за время вынужденного прогула с "Дата обезличена" по день вынесения судом решения, о взыскании компенсации морального вреда в сумме "*" рублей отказано.
Заслушав доклад судьи Маркелова К.Б., объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми "Фамилия обезличена", заключение прокурора Ковригиной О.Н. полагавшей оставить решение суда без изменения судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Грибов Е.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее по тексту УФССП) о признании незаконным приказа о назначении служебной проверки от "Дата обезличена" "Номер обезличен", о признании незаконным заключения служебной проверки от "Дата обезличена", о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения с гражданской службы от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к, о восстановлении в должности "Должность обезличена" с "Дата обезличена", о взыскании заработка за время вынужденного прогула с "Дата обезличена" по день вынесения судом решения, о взыскании компенсации морального вреда в сумме "*" рублей. В обоснование требований указал, что при издании спорных приказов работодателем нарушена ч.2 ст.59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части применения только одного дисциплинарного взыскания за один дисциплинарный проступок, в связи с чем увольнение считает незаконным. Увольнение явилось повторным наказанием за одно и тоже нарушение. Указанное наказание не соответствует тяжести дисциплинарного проступка, характер и размер вреда вообще не установлен.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика УФССП с иском не согласился, просил отказать в удовлетворении требований.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с принятым судом решением, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом, извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (п. 2 ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
На основании ч. 1 ст. 57 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 этого же Федерального закона.
Ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).
Согласно ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (ч. 4 ст. 59).
Из установленных судом обстоятельств дела следует, что на основании приказа УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к Грибов Е.В. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы "Должность обезличена" с "Дата обезличена".
"Дата обезличена" между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Грибовым Е.В. заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, по условиям которого гражданский служащий в лице Грибова Е.В. обязан, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом в пределах предоставленных ему прав добросовестно на высоком профессиональном уровне (п.6).
"Дата обезличена" Грибов Е.В. под роспись был ознакомлен с должностным регламентом "Должность обезличена".
Приказом УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к к Грибову Е.В. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе", в связи с чем он был уволен с федеральной государственной гражданской службы "Дата обезличена" за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей.
В данном приказе отражено на неисполнение Грибовым Е.В. должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 3.4.1., 3.4.2., 3.4.4. и 3.5.7. должностного регламента.
Основанием, послужившим для издания приказа от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к послужили приказы УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, которыми к Грибову Е.В. были применены дисциплинарные взыскания, а также основанием для увольнения послужили приказы УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О назначении служебной проверки" и от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "О внесении изменений в приказ "Номер обезличен"", заключение служебной проверки от "Дата обезличена".
С приказами от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко Грибов Е.В. был ознакомлен под роспись, в установленном законом порядке не обжаловал.
Решением Сыктывкарского городского суда от "Дата обезличена", вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставлены без удовлетворения исковые требования Грибова Е.В. об отмене приказа УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы права, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что со стороны Грибова Е.В. имело место неоднократное нарушение возложенных на него должностных обязанностей, в связи с чем, он правомерно привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Правильно сославшись на ч.2 ст.61 ГПК РФ, в соответствии с которыми обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, суд указал, что оценка законности приказа от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко была дана Сыктывкарским городским судом.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что в виду пропуска срока, установленного ст.392 ГПК РФ, оценка законности действий ответчика по привлечению истца к дисциплинарным взысканиям за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" не может быть произведена.
Поскольку факт совершения истцом неоднократных дисциплинарных проступков в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение, процедура привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности соблюдена, оснований для отмены приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по п.2 ч.1 ст.37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" у суда не имелось.
Довод жалобы об отсутствии в оспариваемом приказе о привлечении истца к дисциплинарной ответственности конкретных сведений и фактов, которые повлекли такое привлечение Грибова Е.В. к ответственности, несостоятелен, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Из содержания оспариваемого приказа следует, что в нем подробно изложены обстоятельства допущенных истцом нарушений положений должностного регламента, с указанием конкретных пунктов. Кроме того, как отмечалось ранее, основанием, послужившим для издания приказа от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-к послужили приказы УФССП от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-ко, которыми к Грибову Е.В. были применены дисциплинарные взыскания.
Так же судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком нарушен предусмотренный п.4 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, поскольку проверка была поручена Управлению - отделу противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в период проведения проверки "Фамилия обезличена", назначенный председателем комиссии, являлся и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП по РК, в обязанности которого п. "Дата обезличена" Должностного регламента, утвержденного Руководителем Управления ФССП по РК от "Дата обезличена" входило осуществление контроля за организацией и проведением служебных проверок, что не противоречит ч. 4 ст. 59 Федерального закона от "Дата обезличена" N 79-ФЗ, и не дает оснований сомневаться в компетентности комиссии с учетом предмета проверки.
Так же суд правильно не усмотрел оснований для признания обоснованными доводов истца о заинтересованности и.о. начальника отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП России по Республике Коми, назначенного председателем комиссии для проведения служебной проверки.
Ссылка в жалобе на то, что истцу было неизвестно о назначении в отношении него служебной проверки, а объяснение предложено предоставить после выхода из отпуска без предоставления материалов служебной проверки, не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.
Таким образом, на работодателя не возложена обязанность по безусловному ознакомлению работника с материалами служебной проверки до окончания проведения такой проверки.
Утверждение подателя жалобы относительно применения к нему дисциплинарного взыскания повторно за одно нарушение, а именно его увольнения за тот же проступок, за который он ранее привлекался к дисциплинарной ответственности, основано на неверном оценке фактических обстоятельств и опровергается материалами дела.
Согласно ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Вместе с тем, в действиях истца усматривается неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей.
Несогласие Грибова Е.В. с решением суда со ссылкой на 1.4 Методических рекомендаций по проведению служебных проверок в ФССП России и ее территориальных органах, согласно которой при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения дисциплинарного проступка, в связи с чем применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения находит необоснованным, несостоятельно.
В ходе проведения служебной проверки установлено, что за период "Дата обезличена" - "Дата обезличена" года у старшего специалиста 2 разряда ОСП по г. Усинску "Фамилия обезличена" выявлены "*" незарегистрированных исполнительных документа, поступивших в ОСП по г. Усинску в период "Дата обезличена"- "Дата обезличена" года.
Аналогичные нарушения законодательства были выявлены Прокуратурой Республики Коми по исполнительным производствам NN "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен", "Номер обезличен" (представление зам. прокурора Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен") и изложены в служебной записке отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
В соответствии с п.3.5.7. должностного регламента начальник отдела - старший судебный пристав обеспечивает контроль за своевременной и полной регистрацией поступивших в структурное подразделение на исполнение исполнительных документов. Обеспечивает своевременное принятие решений о возбуждении исполнительных производств либо об отказе в их возбуждении.
Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и функций может привести к нарушению охраняемых законом интересов взыскателей и государства.
Кроме того, как установлено судом и не опровергается материалами дела, данные действия носили систематический характер.
В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи, с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибова Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.